Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Heinz Посмотреть сообщение
    Да, на ощупь дрищавые, тот же ThunderBurt в сравнении с ними ощущается нормальной, мощной покрышкой
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Давайте сюда пример того, на чем есть накат. Как раз у меня и запасы шин кончаются, нужны новые. Завтра пойду искать и покупать те, что вы посоветуете Проверим, как катят, как держак, насколько прочные
    (мне таки нужны прочные, на которых можно любые атаки на что угодно, меня разбаловали стритовые Нокия ХХХ И Хукворм))
    Если мы за мтб, он видимо вам ближе будет, то голосую за верхний тандербурт, спид который. Подвес у меня на нём легко едет 40+. Он стоит каждой копейки.
    Здесь наоборот, жёсткие боковые стенки шины содействуют снижению коэффициента трения качения колеса.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    с учетом, что едет набор составляющих, а не только вес (не уверен что 50 граммов на в целом тяжелой покре можно уловить)

    профит все равно был бы
    Быть может в трении качения колёс отличие, за счёт жёсткости составляющих шину частей.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Heinz Посмотреть сообщение
    Нашел 27,5*2,8 в потертом, но еще живом, состоянии с весом 670 г. В это я уже понимаю...беру ))
    если дотерты до уровня трешек, то как раз появится накат ))
    Утоньшается центральная часть шины, повышается её жёсткость, снижается трение качения колеса.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ilyamaksimov Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Heinz Посмотреть сообщение
    В таком случае 30 то норм )
    Мне с 86 кг для того что бы на асфальте на подвесе с резиной 2,4 держать среднюю 30 на дистанции 50 +/- км нормализованная выходит где то 250 Вт
    да тут дело не в весе, а в аэродинамике.

    вот данные человечка весом меньше 70кг

    Вложение 722470
    Всё-таки, в трении качения колёс, оно зависит от массы и скорости движущейся системы, увеличиваясь с их ростом.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Зависимости мощности силы трения качения колеса от скорости, нагружающей массы представляют собой кубические функции.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Heinz Посмотреть сообщение
    По виду дотерты до уровня thunderbert, поэтому накат должен присутствовать
    Ещё и жёсткость боковых стенок шины важна.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Денис_Сергеевич Посмотреть сообщение
    В мифы про бОльшую жесткость я не верю, так как по итогу жесткость падает за счет более длинного выноса и штыря.
    Колёса с пневмошинами представляют из себя нежёсткие, по сравнению с другими, компоненты велосипеда, непосредственно влияющие на его ходовые качества.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    гибриды не оправдали, ибо гео у них была мтв-шная
    Влияния рамы с вилкой обусловлены разделением весовой нагрузки на колёса велосипеда, от чего зависит их суммарное трение качения.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    2 атмосферы минимум качаю, а лучше 3. Иначе также носить начинает.
    Нежёсткие колёса при небольшом давлении воздуха в их шинах, с повышенным к тому же трением качения.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от smash Посмотреть сообщение
    У многих ли тут вес (с экипировкой) превышает 100 кг ?

    Какие чаще всего проблемы и нюансы с этим могут быть связаны.
    Возросшее трение качения колёс, больше энергии тратить нужно на преодоление одного и того же расстояния.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Runеный Посмотреть сообщение
    Есть ли толстые покрышки рассчитанные на повышенное давление? чтобы не пробивались до обода и не заминались при езде?
    Применение шины меньшей ширины, повышение давления воздуха в ней содействуют увеличению жёсткости колеса, уменьшению его коэффициента трения качения.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    Но на освальде накат для такого протектора удивительно фиговый
    Вместе с немалой шириной шины, получается, ещё и её боковые стенки нежёсткие.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    проколол боковину сучком как кусок бумаги
    Применение шины с тонкими нежёсткими боковыми стенками к повышению трения качения колеса приводит. 
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    я даже впереди когда ставил ощущал сопротивление, спустил - теперь еще хуже
    С понижением давления воздуха в шине возрастает коэффициент трения качения колеса.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    самый накатистый на барабане (и по ощущениям) из известных полусликов
    Внутренние глубина и ширина обода на трение качения колеса также влияют.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Рассматривая воздух в камере как набор множества пружин, расположенных по окружности обода в радиальном направлении, можно предположить, что в одностенном ободе (высота воздуха больше) последовательно соединены пружины двустенного (высота воздуха меньше), жёсткость системы при этом уменьшается.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=10877
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    И кстати, разница между системой 40 и 44 почти не чувствуется, имхо. Так что, чтобы ездить быстро, таки надо сзади 11, если впереди не 48 и больше. )
    Между 40 и 44 системой, 3 километра в час разница. Это пропасть
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    И кстати, разница между системой 40 и 44 почти не чувствуется, имхо. Так что, чтобы ездить быстро, таки надо сзади 11, если впереди не 48 и больше. )
    Между 40 и 44 системой, 3 километра в час разница. Это пропасть
    Не прям так математически. Ты ж 40 прокручиваешь чуть легче, чем 44, так?.. Вот и выходит баш на баш: держать ту же скорость при чуть бОльшем каденсе но легком топтании, или наоборот: при меньшем каденсе но напряжном топтании. Итого, крейсерская (то есть, долгая монотонная оптимальная) у тебя получится примерно одинаковая - соответствующая напрягу твоей тушки, зависящему от вот тех соотношений, а не математическому каденсу.
    Частота вращения педалей изменится, и можно будет при одинаковой мощности силы тяги ехать с той же скоростью.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Другое дело, потери энергии на возросшее трение качения колёс никак не компенсировать, их не оптимизировав.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Если 11-12Т используется где-то кроме крутых спусков - то это "не хватает".
    Действенными колёса у велосипеда быть должны, чтобы возникала необходимость в тяжёлых передачах.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    А для освальда и даже для деревенских дорог, если надо ехать долго и быстро, мтв мне ненужен, когда все еще есть классика https://forum.velomania.ru/attachmen...0&d=1501015739.
    Шины поуже, ободья шире, равномернее весовая нагрузка на колёса, меньше их трение качения.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    это все таки слики, хоть и на толстой жвачке антипрокольного слоя 
    Неузкая шина с утолщённой центральной частью снижает жёсткость колеса, повышает его коэффициент трения качения.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    на нормальном каденсе, это 45+ без напряга
    С узкими шинами на малой внутренней глубины ободьях колёса нужны, чтобы продолжительное время поддерживать такую скорость при езде по равнине.