Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.82. Голосов: 203.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    какие-то фантазии оторванные от реальности - ничего более, уже на 25мм трясет так, что 30 кажутся просто райскими покрышками по комфорту.
    У тебя мышечной массы мало, худой (с твоих слов), амортизировать нечем. Телосложение тоже много решает.
    С ростом весовой нагрузки на колесо жёсткость пневматической шины может уменьшиться.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Форма шины изменяется под действием весовой нагрузки на колесо, даже относительно небольшой, что, как правило, приводит к некоторому уменьшению жёсткости и увеличению коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=2#comments
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Carbon Посмотреть сообщение
    Черный, облегчённый, некрашеный, а завтра Мон-Ванту. Неужели в этом Туре Пог вообще не сядет на V5RS?

    https://forum.velomania.ru/attachmen...d=722117&stc=1
    Применение ободьев высокого внешнего профиля содействует возрастанию жёсткости колёс, снижению их трения качения.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Увеличение высоты внешнего профиля обода, диаметра фланцев втулки, уменьшение длины спиц понижает коэффициент трения качения колеса и зависимость его от скорости движения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529#comments
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Victor-1983 Посмотреть сообщение
    У кого-нибудь был опыт установки широкой резины на велосипеды Bearbike? Что максимум входит спереди и сзади без замены тормозов штатных?
    Цитата Сообщение от Runеный Посмотреть сообщение
    Зайдите в гравийную тему и спросите, как из гравийника сделать фикс.
    У гравийника колёса 40 мм - красота!
    Цитата Сообщение от Runеный Посмотреть сообщение
    Купите гравийник и не мучайте фикс.
    Не действенны колёса с неузкими шинами на твёрдых ровных покрытиях.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Для 23мм с учётом продавливания надо ставить окружность 2115мм.
    От жёсткости шины со сжатым воздухом зависит величина её деформации под конкретной весовой нагрузкой. 
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    Более легких и накатистых плюс покрых мир, вероятно, не знал.
    И, возможно, не узнает
    На коэффициент трения качения колеса не только шина, но и обод влияет.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Sersus Посмотреть сообщение
    кнобы разной высоты
    Чем меньше высота кнобов, тем жёстче слой шины, с дорогой соприкасающийся.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    Обратную сторону уже купленной покрышки, саму таблицу мне так и не удалось найти
    Касательно пневмошины, на трение качения колеса влияет жёсткость её частей, боковых стенок и центральной. 
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    компаунд намешали иначе
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    который "катит не так как хотелось бы"
    Катится колесо, его коэффициент трения качения зависит как от шины, так и обода.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Кстати да, интересно, одинаковы ли компаунд и ТПИ, при разных толщИнах одинаковых моделей шин...

    И годы выпуска, да, могут влиять?..
    Относительно трения качения влияние жёсткости шины в накачанном состоянии главное.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Leslo Посмотреть сообщение
    тоненькие и накатистые
    Применение шины с тонкой центральной частью содействует увеличению жёсткости, уменьшению коэффициента трения качения колеса.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Велоказак Посмотреть сообщение
    так нынче 30+ мм это дорожный стандарт
    Только если на внутренне неузком ободе малой глубины.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    В ином случае, неузкая шина на узком ободе, возрастает трение качения колеса.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    к нормальным покрышкам не относится
    Кроме шины, обод влияет на коэффициент трения качения колеса.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    ИИ говорит, что тяжелые камеры медленней раскручиваются и вообще медленней едут.
    Сильно трение качения колеса зависит от размеров полости, занимаемой сжатым воздухом в пневматической шине.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Воздух в шине условно можно рассматривать как набор радиальных пружин, каждая из которых представляет упругое тело с площадью основания S, зависящую от внутренней ширины обода, и высотой h, модуль Юнга E которого равен давлению в ней, а жёсткость к= (ES)/h. При уменьшении ширины обода или увеличении размера покрышки уменьшается отношение S/h и, соответственно, жёсткость. Предполагается, что величина деформации x подчиняется закону Гука, и, при одной и той же величине деформирующей силы F и меньшей жёсткости, она будет больше x= F/k. А чем больше деформация покрышки, тем больше потери энергии на работу упругих сил. Боковые стенки шины образуют с содержащимся в ней воздухом параллельно соединённые пружины, а эта система с её центральной дорожкой- последовательно.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019#comments
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    У меня 23 мм покры.
    С пониженными потерями энергии катится по шоссе или треку колесо на узкой шине и ободе малой внутренней глубины.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Утконос Посмотреть сообщение
    Обод узкий.
    Под узкую шину, иначе возрастает коэффициент трения качения колеса.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Minus_nsk Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от vadim- Посмотреть сообщение
    перекатывается воздух в покрышке ?
    ну да.
    броуновское движение нарушается при изгибании резины в месте контакта, молекулы начинают тупить и подвисать на месте пятна контакта с дорогой, а должны были уже двигаться вверх в покрышке. А они внизу, и поворачивают покрышку против хода. Пытаются, силами велосипедиста, этот эффект преодолевается, но энергия тратится на это. 
    Что только не выдумывается, чтобы отрицать наличие в пневматической шине радиальных воздушных пружин, которые последовательно деформируются при качении колеса.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от jazz_fan Посмотреть сообщение
    И продолжать делать совсем другую резину на старом коммерчески успешном названии, сменив и формы, и компаунд.
    На коэффициент трения качения колеса это повлияет, если изменится жёсткость шины с воздухом.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    Почему? Тут в понедельник из-за дождя поехал на городском с 35мм резиной.
    Разница в комфорте была ощутима. (Почти как мерс против зубила)
    Ну конечно медленней, но ЛО в тот день я проехал (из области) мимо на электричке и не опоздал на службу
    Это жизнь.
    У нас разная жизнь! Кому-то комфортно на лавочке газеты читать, кому-то пьяной бытлоте морды править ( Это образно) 
    Если бы я на свой 25-й резине чуствовал дискомфорт, разумеется я бы подумал , как это исправить. Но нет такой потребности. Вот когда " странная покрышка" прилипала и чавкала на асфальте, и все ваты забирала на себя, тогда искал замену... Это было на заре моего велосипедизма... Ко всему, что сейчас использую, пришел через ноги и голову)
    Меньшее трение качения у колёс на узких шинах.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    где-то проскакивала инфа, что 28мм - уже стандарт и есть тенденция еще увеличить, и новых сетах зазоры это позволяют.
    Важны также внутренние глубина и ширина обода, на который шина устанавливается.