Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.82. Голосов: 203.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Но такого почему то нет даже на треке, а всё наоборот - снижают эту самую жёсткость.
    Нет. Снижают давление воздуха в шине, а жёсткость при этом может быть даже большей за счёт применения широких ободьев малой внутренней глубины.
    Упругие свойства шины с воздухом жёсткость характеризует.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    вообще цельное карбоновое колесо сделать без покрышки
    Шина нужна для оптимизации жёсткости колеса под конкретные дорожные условия, без неё оно чрезмерно жёсткое, даже на шоссе или треке.
    Оптимизация предполагает достижение минимально возможного значения коэффициента трения качения колеса.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Технологии сейчас такие, что позволяли бы вдуть и 10бар
    Они и ранее таковыми были, в трубках достигались большие значения давления воздуха.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Я два примера из жизни привёл, второй - с цифрами, когда на тех же ободах более широкая резина на более низком давлении поехала быстрее. Как это обьяснить?
    Может, потому что каждый раз бюджетная резина менялась на топовую дороже раза в 3?
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Когда-то на моём дорожном Аисте ободья 622-25 были заложены ободной лентой толщиной 2,5 мм, что сокращало объём и высоту воздуха в шинах 40-622, заметно способствуя увеличению их жёсткости и уменьшению трения качения колёс.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=3#comments
    И никто, в том числе я, тогда не могли понять, почему на моём велосипеде гораздо легче ехать, чем на таких же, и других, к примеру, Туристе.
    Ряд факторов учитывать нужно, чтобы разобраться в причинах отличающегося трения качения колёс, даже внешне одинаковых.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от АК74 Посмотреть сообщение
    должно быть упомянут как минимум гистерезис покрышки
    Гистерезис не важен в незамкнутых системах, типа "колесо- дорога".
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от АК74 Посмотреть сообщение
    мягкие колёса покатят лучше
    На ровной твёрдой поверхности это не так, много энергии будет затрачиваться на деформации нежёстких колёс.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Шина нужна, в первую очередь, для сообщения уверенного сцепления с поверхностью.
    Сцепление с поверхностью дороги и у колес велосипеда без шин как бы будет, только вот ехать нормально не получится, жёсткость чрезмерная.
    Обновлено 12.07.2025 в 19:47 Pranevich Ihar (уточнение)
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Комфорты - это бонус.
    От жёсткости колеса зависит его коэффициент трения качения, который возрастает с её уменьшением.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    ИИ, ну вы же учОный. В Университете транспорта преподаете. Шина нужна, в первую очередь, для сообщения уверенного сцепления с поверхностью.
    У колёс подвижного состава нет шин, как и проблем со сцеплением с рельсами.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Пацаны, это две трактовки одного и того же: "голый обод" слишком подпрыгивает на реальной дороге = сцепление с дорогой никакое. Когда скорости карет и прочих тарантаек с паровыми машинами возросла так, что колеса перестали приземляться на достаточное для хоть какого-то контроля курса время, на них пришлось поставить "амортизаторы" - шины.
    Жёсткое колесо слабее подпрыгивает, так как накапливает меньше энергии при ударе.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    самая узкая не побеждает никогда у него вне асфальта
    https://youtu.be/iq9ydwkRt0Q
    О том и речь, что колесо с узкой шиной жёстче, меньше качению сопротивляется на ровной твёрдой поверхности.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    В некоторых условиях колесо на неузкой шине катиться может с меньшим трением по сравнению с таковым на узкой подобной модели, но в случае ровного твёрдого покрытия будет наоборот.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от octoforest Посмотреть сообщение
    Недостаток : слишком гибкая рама. Играет под нагрузкой. Трудно ездить на низком давлении - возникает вобблинг. На давлении выше 4 бар норм.
    Проблемы возникают из-за нежёстких колёс, раз исчезают с увеличением их жёсткости.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от АК74 Посмотреть сообщение
    Покрышки отличаются не только шириной.
    Ширина шины крайне важна касательно коэффициента трения качения колеса.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от HardJoker Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    но самая узкая не побеждает никогда у него вне асфальта
    https://youtu.be/iq9ydwkRt0Q
    Последние тренды на ВМ видятся несколько иначе: на асфальтах узкая 23 начинает проигрывать средней 28. В общем хрень какая-то, но тренд такой есть
    На самом же деле, при качении по ровной твёрдой поверхности, нормальный асфальт включая, меньшее трение у колеса с шиной поуже.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    По гравийным, слегка размытым дорогам. обычный крокодил лучше идет. седло с пружинками и руль по-выше. вибрации уже легче гасятся и скорость такая же 15 км в час как на гравийнике.
    В первую очередь колёса, к дорожным условиям подходящие, нужны.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Я не стал их пробовать с камерами, так что не знаю, что внесло больший вклад - бескамерность или волшебство гранпришек.
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Мне, кстати, на спусках перестало хватать 50/11
    Трение качения колёс уменьшилось.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Но шоссику конечно лучше по асфальту, если есть возможность.
    На ровном твёрдом покрытии ниже трение качения колёс, тем паче, действенных.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Известное всем, кто ездил дальше клумбы: по плитке, невзирая на любые стыки, вел катит лучше, чем по свежему ровному очень мелкозернистому асфальту.
    Жёсткие колёса катятся без проблем по асфальту.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    вот есть Саввинская набережная в Мос, где гении велодорожку выложили плиткой

    регулярный маршрут - по асфальту в том месте по статистике получается быстрее, и сильно комфортнее

    Стыки плитки выглядят ровными , по факту за несколько км такой типа «ровной» плитки задница разваливается, стоит набить чуть поболее в Берты 2.1. И поболее это типа 27-28 пси назад.
    Нежёсткими колёса с неузкими шинами получаются, не действенны они на ровных твёрдых покрытиях, повышенные потери энергии при качении имея.