Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    узкие шины надо качать высоким давлением
    Колесо на шине поуже жёстче, при иных подобных условиях.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от azg_ Посмотреть сообщение
    Я на майские в минивелопоходик ездил с ребятами. Асфальта процентов 50 было. У меня стояли бескамерно рэйскинги "пьюргрип" на давлении 1.5/1.8. Догнать накатом с горок не крутя педали меня почему-то никто не мог. Ни на грунтах, ни на асфальте. Я всегда уезжал вперёд с большим отрывом. Все остальные были на камерах и "нормальном" давлении. Несколько человек на "незубастой" резине - марафонах, хуррикейнах, втб нано. В марафонах шириной 2.0 вообще 4 атмосферы было вдуто. Отрыв на асфальте начал сокращаться, когда у меня давление подупало до 1.3/1.5, но совсем не пропал. 
    Ни за что не агитирую и не пытаюсь что-то доказать, просто делюсь наблюдениями +) Если честно, сам не могу этого понять. По логике - всё должно быть наоборот.
    Повлиять могли внутренняя глубина ободьев, ширина шин, наличие жидкости в них.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Со снижением давления воздуха в шинах возрастают значения коэффициента трения качения колёс, так как уменьшается их жёсткость.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от снежный мамонт Посмотреть сообщение
    На накат покрышки влияет скорость релаксации резины. Распрямление каркаса происходит за счет давления воздуха и достаточно быстро, Тпи влияют очень слабенько, на уровне плацебо. Другое дело слой резины, который между дорогой и каркасом. Он расжимается сам по себе, только за счет упругих свойств компаунда.
    Влияние сжатого воздуха в пневмошине главное.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Основные потери энергии происходят за счёт деформаций воздушных пружин пневмошины при качении колеса.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Качаем в шину 2,5" давление 1,5: проминается заметно, катит как желе)
    Нежёсткой неузкая шина со сжатым воздухом при малом его давлении получается.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    то есть, вроде катят, но не "звонко", какая-то вязкость на границе ощущений
    Утолщённая центральная часть шины приводит к уменьшению её жесткости и увеличению коэффициента трения качения колеса на ней.
    Боковые стенки шины, наоборот, чем толще, тем жёстче.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Жаль, не могу себе позволить тонкие стенки
    Нежёсткие боковые стенки шины содействуют повышению трения качения колеса.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от vadim- Посмотреть сообщение
    Что 37 мм шину надо качать на 5 атм и продавить до обода ?
    Маловероятны сильные деформации, немалой жёсткости быть должна такая шина при таком давлении воздуха в ней.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Между 2.5" и 1.75" разница в 1.4 раз. Соответственно и давление в 1.75" должно быть в 1.4 раз больше чем в 2.5".
    Важны не столько давление воздуха в шине, сколько её жёсткость в накачанном состоянии.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    дело не в объёме
    Объём воздуха в шине влияет на её жёсткость, которая увеличивается с его уменьшением за счёт снижения высоты полости, занимаемого им в ней.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Натяжение полотна корда пропорционально давлению, умноженному на радиус его изгиба.
    Неизвестно, что в результате получается, и возможно это ошибочно принимают за жёсткость, считая, что она увеливается с ростом объёма шины, хотя на самом деле таковая, или коэффициент упругости, уменьшается.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    1.75" у которой максимальное 3.3 неси в помойку сразу, она полностью бесполезна.
    На внутренне неузкий обод поставить, заложить его лентой по возможному максимуму, и жёсткость шины будет приемлемой для некоторых дорожных условий.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    Что-то утверждения из книги по ссылке выглядят спорно для непрофи



    https://forum.velomania.ru/attachmen...d=721879&stc=1


    смотришь на вот такое поделие на барабане от любимого многими производителя и про слики не оч бьется .   На нем (барабане) периодически более жирные катят минимум не хуже, а то и лучше внутри одной модели

    https://www.bicyclerollingresistance...ro-gravel-lite
    Измерения мной проводились на асфальте, а барабанные тесты, всё-таки, другое.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Пневмошина в накачанном состоянии представляет собой упругое тело, и не видится корректным разделение её на отдельные, как бы не зависящие друг от друга, компоненты, оболочку и сжатый воздух.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    глубину обода и ширину шины
    Факторы, влияющие на трение качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от azg_ Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    за счёт деформаций воздушных пружин пневмошины при качении колеса
    а сколько в колесе этих воздушных пружин?
    Количество воздушных пружин в пневмошине зависит от радиуса колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Число пружин на единицу радиуса для велосипедного колеса может быть ориентировочно взято n= 100 (1/м).
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Так что, среди дешмана, кроме веса, рисунок протектора решает гораздо больше, чем все остальное.
    Размеры шины крайне важны относительно трения качения колеса на ней.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Недорогие шины все ~ одинаково негибкого (и одинаковой толщины) компаунда
    Жёсткие составляющие шину части, центральная и боковые стенки, содействуют снижению коэффициента трения качения колеса на ней.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Я тут начал как раз с интересного, имхо, сравнения: толстого дорогого бублика vs. узкого недорогого. Вот тут неоднозначность: толстый, но хороший компаунд, против плохого, но узкого
    Колесо на узкой, с жёсткими боковыми стенками и центральной частью, шине будет меньше сопротивляться качению.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Узковатым видится обод под шину ...
    Это дефолтный обод, большинство же такие Ездю на чем есть)
    Да, есть у меня и широкие обода, и да, на них толстым бубликам всяко лучше. Но большинство моих колес с дефолтными 25, ну не выкидывать же))

    Под 2,1", 25 обод еще годен, имхо. Под шину толще - да, узок: слишком крутой перелом шины на выходе из обода, там и износ, и потери соответствующие.
    Уже шина, внутренне шире обод меньшей глубины, ниже коэффициент трения качения колеса.