Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gummy bear Посмотреть сообщение
    Резина легкая, соответственно тонкая.
    Тонкие боковые стенки шины содействуют понижению жёсткости колеса, а минимально возможной толщины её центральная часть, наоборот, повышению.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    короткие перья это хорошо , но как же волшебно едут длинные
    Весовая нагрузка на колёса велосипеда выравнивается, сумма их сил трения качения снижается. 
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Livestrong1986 Посмотреть сообщение
    Заводская была намотана в четыре слоя , оттого и не было проминания у отверстий под ниппеля.
    Увеличение суммарной толщины слоёв ободной ленты уменьшает коэффициент трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    сейчас товарищи гравелисты требуют колёса шире чем в мтб
    уже 32 мм есть
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    bwn, 32 внутри уже день вчерашний, то есть пройденный этап.
    Сейчас пошли пробой пера концепты 45 мм внутри, профиль 70 мм. Как бы смешно это ни звучало, но, аэрооптимизированы для покрышек 2,2 дюйма.

    https://i.ibb.co/hRwwJYvJ/IMG-8431.jpg
    Шире обод внутренне, вдобавок и меньшей глубины, ниже трение качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    Небесный, офигеть
    и в мтб -то полно ещё 25, ну 30
    Жёстче колесо выходит, при том же давлении воздуха в шине, на ободе внутренне пошире и поменьше глубиной.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Трение качения колёс сокращается за счёт применения внутренне неглубоких широких ободьев.
    По причине большей жёсткости колёс в таком случае.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Узкая шина, широкий обод. Центральная часть располагается ближе к ободу, сила давления воздуха на неё, ввиду большей площади, со стороны воздуха несколько больше, чем на боковины,- она как бы стремится от него удалиться, профиль шины принимает форму, близкую к U-образной.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=4#comments
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    профиль 70 мм
    Применение обода с немалой высотой внешнего профиля также ведёт к уменьшению коэффициента трения качения колеса за счёт повышения его жёсткости.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Увеличение высоты внешнего профиля обода, диаметра фланцев втулки, уменьшение длины спиц понижает коэффициент трения качения колеса и зависимость его от скорости движения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    взбрело
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Кому-то когда-то, что коэффициент трения качения колеса только от используемой пневматической шины зависит; в реальности же это не так, влияние его самого, прежде всего, обода, существенное.
    Колесо без шины катиться может, а она сама, отдельно взятая, никакого практического применения не имеет, и только на нём понижает его жёсткость до требуемой для конкретных дорожных условий.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    Что касается ширины обода в целом. Я лично не чувствую никакой разницы между одной и той же покрышкой 40 мм на ободе 21 и 25 мм внутренней.
    Коэффициент трения качения выше у колеса с ободом той же ширины внутренне большей глубины, и при таковой одинаковой на том, который уже.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от <Xandr> Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    ейчас пошли пробой пера концепты 45 мм внутри, профиль 70 мм
    какая глупость! В мтб даже 35 внутренней не прижелись, сейчас все вращается в районе 29-30 мм, причем что покрышки куда шире гравийных.
    Иные условия применения, жёсткость меньшая колёс в этом случае нужна.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    там явно труднее втирать дичь про аэродинамику
    Трение качения колёс главное, влияние других факторов вторично.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 1975 Посмотреть сообщение
    2.2 2.1. 1.95 сильно будет между ними разница в накате?
    Уже шина, меньше коэффициент трения качения колеса на ней при остальных схожих условиях.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    Ну и прямо супер большой объем покрышки для амортизации не так востребован в силу наличия работающей системы подвески на нормальных амортизаторах.
    Форма полости, занимаемой сжатым воздухом в пневматической шине, влияет на жёсткость колеса и его трение качения.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Воздух в шине условно можно рассматривать как набор радиальных пружин, каждая из которых представляет упругое тело с площадью основания S, зависящую от внутренней ширины обода, и высотой h, модуль Юнга E которого равен давлению в ней, а жёсткость к= (ES)/h. При уменьшении ширины обода или увеличении размера покрышки уменьшается отношение S/h и, соответственно, жёсткость. Предполагается, что величина деформации x подчиняется закону Гука, и, при одной и той же величине деформирующей силы F и меньшей жёсткости, она будет больше x= F/k. А чем больше деформация покрышки, тем больше потери энергии на работу упругих сил. Боковые стенки шины образуют с содержащимся в ней воздухом параллельно соединённые пружины, а эта система с её центральной дорожкой- последовательно.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019#comments
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    накат зависит не от ширины
    Ширина шины подобной модели определяет трение качения колеса, с возрастанием одной увеличивается и другое.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    уровня покрышки
    Жёсткие боковые стенки и центральная часть шины содействуют снижению коэффициента трения качения колеса.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Кантрилы даже полуасфальтовые марафоны ездят минимум на 2.1, на узкие прошла мода.
    Обод шире внутренне малой глубины использовать, и коэффициент трения качения колеса относительно небольшим будет.