Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    покрышки мягкие, гасят мелкую вибрацию хорошо
    Оборотная сторона применения относительно неузких шин состоит в повышении трения качения колёс на них.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    комфортная езда
    Немалые траты, потери, энергии нежёсткими колёсами при качении на деформации.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от pffa Посмотреть сообщение
    Тяжелый, очень трудно разгоняется. В квартире он кажется огромным, даже в сложенном состоянии.
    8 передач- избыточно для города. На тротуарах не поманеврируешь особо. На проезжую часть с его скоростью лучше вообще не соваться.
    Широкие шины шумят как турбина реактивного самолета, не только на асфальте, но и на укатанном песке.
    Увеличенное трение качения нежёстких, с относительно неузкими шинами на внутренне узких ободьях, колёс. 
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от nobilis Посмотреть сообщение
    новая покрышка после накачки имеет ширину по шипам в 42мм при заявленном 45мм
    Цитата Сообщение от nobilis Посмотреть сообщение
    ободом в 17,8мм
    Узкий обод под такой ширины шину, повышенным коэффициент трения качения колеса выйдет.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gummy bear Посмотреть сообщение
    на полностью собраном колесе с резиной, чуть меньше натяжение?
    Снижение силы натяжения спиц зависит от давления воздуха в шине.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Хоть и маловероятно, выйти может так, что повышение давление воздуха в шине итогово понизит жёсткость колеса за счёт уменьшения силы натяжения его спиц.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vladimir1978U Посмотреть сообщение
    выше КПД
    Ходовые качества велосипеда в первую очередь его колёсами определяются, влияние иных компонентов намного слабее.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 77stalker77 Посмотреть сообщение
    "наката" у байка как не было, так и нет, что по грунту, что на асфальте...По грунту это даже, пожалуй, не так заметно...На асфальте прям телега...
    В неузких пневмошинах, слабом давлении сжатого воздуха кроются причины повышенного трения качения колёс.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    в который раз. купи Парагон. на ось можно пересвелить. идеальная вилка за свои деньги. 60мм хватает для всего что в дороге попадётся и что не спортивное мтб

    ---------- Добавлено в 20:40 ---------- Предыдущее сообщение было в 20:20 ----------

    поставил 50мм на стоковые колёса с 25мм внутренним. после 45 швальб рс, сначала выехав на асфалт, показалось, что вел подменили. ватный, медленный, тугой, капец короче. по факту, пересечёнку оно едет быстрее. лесные тропы обновляют лутшее время, взморье летит даже по перепаханному. тобиш если валить, то 50мм круто. если просто кататся. то якорь ненужный

    https://content33-foto.inbox.lv/albu...a-51f20f196c1f

    https://content33-foto.inbox.lv/albu...8-f66b60e1debe
    Шина шире, трение качения колеса на ровной твёрдой поверхности выше.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    Субъективно.
    29х2.6 в рыхлом вязком, но не липком, режут колею глубже, но уже, чем 27.5х3.0 (те режут всё равно шире, но не так глубоко) - примерно одинаково по усилиям.
    При этом когда поплотнее, то конечно 29х2.6 лучше, чем 27.5х3.0.
    Когда еще более рыхлее, то конечно 27.5х3.0 лучше, чем 29х2.6.
    По части руления и удержания дуги поворота, конечно более высокое и узкое колесо 29х2.6 с более вытянутым пятном контакта лучше 27.5х3.0 с более коротким и широким пятном контакта.
    На широком ободе (i35-i40) 2.6 раскрываются широко и хорошо катят.
    27.5х3.0 на ободе i35 отвратительны, просто ужасны в накате, даже по сравнению с ободом i40.
    Если действительно очень рыхлого и совсем уж сочного не много, то 29х2.6 принципиально лучше 27.5х3.0.


    27.5х3.0 реально хороши только по утоптанному плотному снегу, особенно если давление не изыбточно высокое. По серьезному песку не катаюсь, но отдельные песчаные кучи нормально проезжаются и наобычно мтб резине (2.2-2.4 на ободе i35).
    Ниже коэффициент трения качения колеса с шиной уже на ободе шире внутренне меньшей глубины.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Борзый Посмотреть сообщение
    А то вчера на пяти задний обод по трамвайным рельсам стучал несколько раз.
    Нежёстким колесо выходит, подкачать шину не помешало бы.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Жёсткость колёс влияет на их трение качения, и чем лучше дорожные условия, тем выше она быть должна для сокращения потерь энергии.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    быстрее я не стал
    Обычно, становятся!
    Коэффициент трения качения колеса на трубке ниже по причине его большей жёсткости из-за обода малой внутренней глубины.