Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    на асфальте мтб покрышки
    Не действенны на ровной твёрдой поверхности колёса с неузкими шинами, немалое трение качения имея.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от FreeJazz Посмотреть сообщение
    Ширина немного добавляет комфорта - я в этом убедился при переходе с 25 на 28. На скорость это как-то заметно не сказалось.
    Снижается скорость при той же мощности силы тяги с использованием шин пошире, за счёт роста трения качения колёс.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от SeAreGa Посмотреть сообщение
    боковина тонкая
    Применение шины с нежёсткими боковыми стенками приводит к повышению коэффициента трения качения колеса на ровных твёрдых покрытиях.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vasily75 Посмотреть сообщение
    по личным ощущениям накат на асфальте с 6,5 атм. лучше, чем с 4 с "копейками"
    Меньшее трение качения у колёс пожёстче.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vladimir1978U Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от mrPhilL Посмотреть сообщение
    сами же ответили. 
    все так и есть, чем дороже, тем лучше держак, но снижается долговечность протектора - стирается быстрее
    Спасибо понял. А что с накатом ? Накат сильно страдает или остаётся на прежнем уровне ?..
    От жёсткости колеса, шины со сжатым воздухом в первую очередь, его коэффициент трения качения зависит.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Ранее же, на колёсах с шинами подобной модели, выходила несколько иная мощность, больше.
    Так это ехал человек 60 кг. Разумеется у пузыря, типа меня, с весом 95 кг мощность будет другая для той-же скорости...
    Не слабо весовая нагрузка на трение качения колёс влияет.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Зависимости мощности силы трения качения колеса от скорости, нагружающей массы представляют собой кубические функции.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    У зипов новые гревел колёса с 32 внутренней. У меня пара знакомых уже ездят, писяют кипятком
    Ниже коэффициент трения качения колеса на ободе шире внутренне меньшей глубины.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Не ожидал, что ширина обода так влияет.
    Значительно влияет.
    Но и на колесьях с 18,5мм внутрянкой у меня идентичные давления. Перед 28 мм при давлении 5 атм, зад 30 мм давление 5,3.
    Просто шоссейник выкатывается на более качественные асфальты, чем тренировочный.
    Что бы получить идентичные комфортные ощущения, придётся либо на шоссейнике приспустить давления к 4,5/4,7атм, либо на тренировочном приподнять до 5,4/5,7атм.

    И конечно есть разница между ездой на "лампочке" и U-образной покрышке.
    Второе по всем результатам получается быстрее. При одинаковых покрах (виттория корса).
    А змеиных укусов не ловил ещё ни разу. Даже на более низких давлениях.
    Жёстче шина со сжатым воздухом во втором случае.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Профиль шины в накачанном состоянии зависит от силы давления воздуха, оказываемой на её разные участки. Анализируются крайние случаи.
    1. Широкая шина, узкий обод. Сила давления воздуха на всю внутреннюю поверхность шины примерно одинакова, поперечное сечение похоже на таковое лампочки.
    2. Узкая шина, широкий обод. Центральная часть располагается ближе к ободу, сила давления воздуха на неё, ввиду большей площади, со стороны воздуха несколько больше, чем на боковины,- она как бы стремится от него удалиться, профиль шины принимает форму, близкую к U-образной.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=4#comments
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kaarel Посмотреть сообщение
    Шоссе - тонкие покрышки, даже сейчас.

    Широкие покрышки - гревел, МТБ, фэт, что угодно, но не шоссе.
    Не действенны колёса с неузкими шинами на твёрдой ровной поверхности.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Сложно поверить, что ради нескольких комплектов будут разрабатывать секретные покры и потом долго их испытывать. Смысла в этом нет, потому что давно доказано, что едет гонщик , а не вел.
    Немалыми быть могут при качении потери энергии колёсами на пневматических шинах.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Широкая бескамерка на дисковых тормозах едет не хуже
    Для снижения коэффициента трения качения колеса его обод быть должен неузким внутренне малой внутренней глубины.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Наличие жидкости, герметика, в шине содействует снижению высоты воздуха, увеличению жёсткости её, уменьшению коэффициента трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    Сказал, что рама гораздо жеще и быстрее в разгоне
    Равномернее, наверное, стала весовая нагрузка на колёса велосипеда, если они те же, снизилось их суммарное трение качения.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от octoforest Посмотреть сообщение
    Как карбон и алюминий. Карборама не гнется же явно на кочках? Но ощущение от них другие, нежели на алю. Глухие, чтоли...Отдаленные
    Другие вероятны колёса, да и возможны отличия в степени равномерности весовой нагрузки на них.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    на удивление неплохо едет для её цены
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    нет ощущения якоря
    На коэффициент трения качения колеса не только шина влияет, но и обод, причём часто весомее.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Высокие давления хороши только для идеального покрытия, типа как на треке.
    В жизни высокие давления зло.
    Заниженное давление воздуха в шине уменьшает её жёсткость и ведёт к повышению трения качения колеса.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от polarpolaroid Посмотреть сообщение
    отлично катит кстати
    Цитата Сообщение от polarpolaroid Посмотреть сообщение
    И деревянная в целом.
    Жёсткие боковые стенки пневмошины содействуют снижению коэффициента трения качения колеса.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Пока оставил покрышки 35 мм. накат хороший.
    На схожей модели шинах пошире трение качения колёс возрастёт, поуже снизится.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Поставил покрышки 47 мм. мягче идут.
    Меньше жёсткость колеса, больше его коэффициент трения качения.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vladimir1978U Посмотреть сообщение
    Было б классно если б каждый оставляющий комментарий писал покрышки такие то обода такие то внутренняя ширина обода.
    Внутренняя глубина обода также важна, влияет на трение качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments