Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    мтбха не просит множество хватов. тыж не сидиш часами и не затекаеш. трактор это постоянная работа телом. первыми сдаются ноги, а не руки
    Немалые затраты энергии на работу сил трения качения.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    А если кто не в теме особенности хода тандема в одну ноздрю, простительно. Поясняю: заднее колесо тандема без пассажира очень разгружено - весьма легко прокручивается, с вытекающим драйвом - в том числе поэтому легко крутить кардан 
    Суммарное трение качения колёс такого велосипеда ниже из-за менее неравномерной весовой нагрузки на них.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от pixel8848 Посмотреть сообщение
    На удивление по асфальту едет не так бодро, как ты ожидаешь от такого рисунка.
    Не столько важен, касательно трения качения колеса на ровной твёрдой поверхности, рисунок протектора шины, сколько её ширина и жёсткость боковых стенок.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от scr1pt Посмотреть сообщение
    Гревел - для просто покатушек и «типа шоссе»
    Одни и те же колёса на шинах шире подобной модели при качении по асфальту теряют больше энергии.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    На асфальте тоже показалось, что все приятно . Несмотря на довольно мясной протектор отзывчивость при крутилове на грунтовом давлении интересная— вероятно, сочетание резины , которую не плющит избыточно и подпора каркаса (те же Бёрты для подобных ощущений приходится набивать).
    Жёстче, выходит, колесо с теперешней шиной при том же давлении сжатого воздуха в ней.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    после ~33 кмч уже в ветер упирается как в антипрокольную резину
    Растёт коэффициент трения качения колеса с увеличением скорости движения.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Чем больше коэффициент трения качения колеса на малой скорости, тем существеннее его рост с её увеличением.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gummy bear Посмотреть сообщение
    Ленту проще наклею
    Применение ободной ленты содействует снижению трения качения колеса, как можно большей возможной толщины быть она должна.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от multig Посмотреть сообщение
    надо было и без дырок заказать
    Наличие отверстий ведёт к некоторому повышению высоты воздуха в шине, зависит это от степени продавливания ободной ленты, что влечёт за собой увеличение трения качения колеса. 
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    На шоссейнике не вертикальная посадка, там нагрузка на задницу куда меньше, чем на ситибайке.
    Ровняется весовая нагрузка на колёса велосипеда, снижается их суммарное трение качения.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от D'Artagnan Посмотреть сообщение
    Я скорее про тоненькие дубовые шины.
    Катятся жёсткие колёса по шоссе с малыми потерями энергии, не затыкаются сами за себя.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Нежёсткое колесо при качении по ровной твёрдой поверхности как бы спотыкается само о себя,- вначале деформируется находящаяся в данный момент времени вблизи области контакта с дорогой его часть, затем происходит поступательное движение оси.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=2#comments
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от dimitrii73 Посмотреть сообщение
    Не сказал бы, что как-то пострадал накат, всё переключается, ничего не залипает - никаких проблем
    Трение качения определяется таковым в системе "колесо- дорога", от втулки мало зависит.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    мой не совсем круиз, с посадкой неудобным мтв-шным раком и была бы у него самая большая звезда меньше 48Т, я б заскучал в дороге, и скучал бы я на нем, в отличие от круизера, в неудобной посадке)) А так хоть ездит быстро, только за это и держим в гараже.
    Весовая нагрузка на колёса велосипеда равномернее, меньше сумма сил трения качения.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от zeblong Посмотреть сообщение
    Пробовал планетарку - был плохой накат. ну как плохой - если у тебя один велик то перестанешь замечать после 15 минут езды, но у меня было два и каждый раз когда я садился на второй было - вау как он катит )
    Не из-за типа втулки проблема, кроется в ободьях колёс с шинами.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от el_cane Посмотреть сообщение
    Достаточно точно «правильное» давление для себя можно рассчитать
    Значения избыточного давления воздуха опытным путём лучше определять, исходя из требуемой жёсткости колеса в преимущественных условиях эксплуатации.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    большинству и покрышек 40 мм за глаза
    Колесо на узкой шине меньше качению по ровной твёрдой поверхности сопротивляется.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от zeblong Посмотреть сообщение
    Покрышки ни уже чем 40 хотелось бы ну пусть первый сезон будут 35 как вариант.
    Для нормальных дорог лучше шины поуже, меньшее трение качения колёс на них.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Bark Посмотреть сообщение
    Тут смысл в том, что на ригиде единственный аморт - это шина. А если качать мало - то теряется накат, а если качать много, то теряется комфорт.
    При качении менее жёсткие колёса больше деформируются, из-за чего возрастают силы трения, их работа и мощность.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    резина 55 мм
    Избыточна ширина шин колёс городского велосипеда, их трение качения повышенным будет.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Erium Посмотреть сообщение
    колёса предполагаются чуть другие, не 28х40, а 27,5х50
    Менее действенны вторые колёса на ровной твёрдой поверхности, за счёт большей высоты воздуха в шинах.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Erium Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от darkening Посмотреть сообщение
    По тестам, хардпаки не очень то и катят.

    Вложение 722381

    из максиса гравел, только новые HYPR-X стоит смотреть. старое хуже, а стоит примерно столько же.
    Странно. По тестам Роллинг ресистенс оценка у Хардпакк 4.5, в общем довольно неплохо для её цены. В то время как Максисы пасут задних среди гравийных. Конкретно Maxxis Receptor, правда, там нет.
    Коэффициент трения качения колеса зависит от внутренних глубины и ширины обода, характеристик шины, давления воздуха в ней.