Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.82. Голосов: 203.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    GP5000 - как шоссейник, Ultrasport III - как фэт. Вот честно!
    Вероятно, кроме других отличий, в первой шине меньшая высота воздуха обеспечивается.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Нынче же, пипл в массе дозрел, что мтв - это для грунтов, а не дорожный крейсер = высоке передачи, оформленные сковородкой, ненужны.
    Странное дозревание, лишить себя нормального вела.
    Не сказать, что для езды по асфальтовым дорогам подходит велосипед с колёсами на широких шинах, потери энергии при их качении повышенные.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    так вот она не ехает)
    Выходит, сравнительно невысокая жёсткость шины с воздухом.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    как-то ж они должны ехать, так или иначе
    Коэффициенты трения качения различных колёс с одинаковыми шинами могут отличаться, как, наоборот, одного и того же на разных.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    В те времена, когда гонял на тройнике, 44х11 (или сколько там по краям таки не помню) мне довелось использовать один раз.
    Больше ни разу не осилил.

    При чём универсально его использовал - и на раскатки весной по асфальту и гравийкам, и для собственно КК.

    У меня даже пруф есть. Это ТОксовский XCM 2015 года - фото после финиша...


    Вложение 722271
    Всё-таки, наличие у велосипеда колёс с меньшим трением качения видится более важным, чем трёх передних звёзд.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Я хочу ощущений как от шоссе и чтобы в песке не проваливался.
    Недостижимо такое, потому что колёса на широких шинах, не проваливающиеся в песке, имеют немалые потери энергии при качении по ровной твёрдой поверхности.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    мтв - универсальный велик?
    Колёса с неузкими шинами не действенны на асфальте, большая величина сил трения качения.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    О том, что мтв - универсальный велик?.. Он универсальный, как джип на низкопрофильной резине: на асфальте скорость даром, потому что все равно излишняя высота и не_дорожные развесовка и геометрия, а на грунтах - песец с низкопрофильными колесами)
    Купи себе нормальный МТБ вместо ашана и эти аргументы исчезнут.
    У нежёстких колёс такого типа велосипедов повышенные потери энергии на деформации при качении по твёрдым ровным покрытиям.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    верх очень мягкий и липкий, боковина наоборот жесткая
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    Итак, 80км проехался, по ощущениям сопротивление качению не хуже
    Жёстче части шины, центральная и боковые стенки, ниже коэффициент трения качения колеса.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    Топовый компаунд
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    лучше накат в сравнении
    Жёсткость шины со сжатым воздухом на трение качения колеса в первую очередь влияет.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Универсальных шин уже лет двадцать как в природе не существует, все - или грунт хорошо а паркет ну так себе, или наоборот.
    Их и не было. Для езды по шоссе, треку издавна применяются жёсткие действенные колёса на трубках, с малой высотой воздуха в них.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Не думаю, что это как-то должно на ощущение езды повлиять.
    Колёса влияют, и чем они жёстче, тем с меньшими затратами энергии катятся по ровной твёрдой поверхности.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Ну, конечно не будет так легко как на узкоколеснике 32 мм. Тяжелые колеса немного тяжелее крутить. трактор, "кировец". особые ощущения.
    Трение качения колеса на неузкой шине выше, за счёт большей высоты полости, занимаемой воздухом в ней.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Vasily75 Посмотреть сообщение
    Полететь - не полетел, но против ветра ездить стало ощутимо легче, чем с 420 мм.
    Ну-ну
    Вероятно, уменьшились силы суммарного трения качения колёс, из-за некоторого выравнивания весовой нагрузки на каждое, и лобового сопротивления.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    Отличный вес, у меня одна из покрышек уже 800, потому что впитала весь герметик, отодрать так и не получилось.
    Сокращается высота занимаемой воздухом в шине полости, возрастает жёсткость боковых стенок, и, соответственно, уменьшается коэффициент трения качения колеса.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Никакой легкости езды по пескам не будет для любого вида транспорта.
    Много энергии тратится в этом случае на пластические деформации покрытия.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Нужно привыкнуть к толстым покрышкам, переориентироваться к внешнему виду и научиться ловить кайф от фана толстых бубликов.
    Не для асфальта колёса на неузких шинах, теряют немалое количество энергии при качении.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Проблема 31 км час средки держать 19 часов. Это в 2 раза быстрее чем я 300 еду. Но мне в этом году был знак - не усердствовать.
    Колёса действенные сделать, полегче ехаться будет, скорость поднимется.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    И какие шины ты предлагаешь докупить
    У меня saguaro, катят прекрасно
    На коэффициент трения качения колеса в первую очередь влияют внутренняя глубина обода и ширина шины.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    По теме: чтобы прокручивать злые шины (какого брендокачества они бы ни были), или дорожные шины - нужны две разные трансмиссии. В первом случае трансмиссия нужна пониже, во втором можно повыше
    Выше трение качения нежёсткого колеса, каким оно получается с неузкой несликовой шиной на внутренне углублённом узком ободе.