Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.82. Голосов: 203.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    летняя ещё туда сюда, гудит правда как лайнер
    Получается, повышенные траты энергии при качении колёс на ней.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Настоящую качественную резину к нам сейчас вообще не ввозят, только параллельный импорт.
    Ширина шины, жёсткость её боковых стенок и центральной части, внутренние размеры обода, его глубина в первую очередь, влияют на коэффициент трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Рассматривая воздух в камере как набор множества пружин, расположенных по окружности обода в радиальном направлении, можно предположить, что в одностенном ободе (высота воздуха больше) последовательно соединены пружины двустенного (высота воздуха меньше), жёсткость системы при этом уменьшается.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=10877
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kaarel Посмотреть сообщение
    В том, что с бараном едут и выигрывают неасфальтовые гонки я не сомневался.
    Сомневаюсь в том, что на один и тот же велосипед ставят разный руль. Как минимум потому, что ростовки шоссейной и МТБ рамы для одного и того же человека разные.
    Весовую нагрузку на колёса велосипеда стараются сделать как можно равномернее для минимизации суммарного трения качения колёс, что с заменой руля на другой ухудшиться может.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Часто колёса велосипеда касательно снижения их трения качения улучшить можно, и это в первую очередь достигается увеличением по возможному максимуму толщины слоёв ободной ленты.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    бюджетный байк
    Может нормально катить, если колёса действенные.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    Ну значит не судьба пусть гоняют на "флэтбар" грэвеле тогда
    https://velo-cdn.outsideonline.com/w...8356163941.jpg
    На колёсах с неузкими шинами не сильно то и нагоняешь, повышенное трение качения у них.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Я надеялся, что на более широком ободе резина будет шире и ниже, но меня обломали .

    Я сменил колёса, воткнул те же ультраспорты, и они не стали ниже. Правда, выше тоже не стали, микрозазор если и изменился, то незначительно.
    Ну ок, 28 мм мне достаточно, если какая-то другая резина будет пухлее и начнёт подтирать перемычку, эту перемычку можно и подпилить! Она всё равно там для клещей стоит (просто на рамах под диски в ней не делают дырку).

    Резину я выбирал долго: смотрел цену, пробеги, накат, ресурс, барабанные тесты, бредовые и полубредовые отзывы. В итоге победил здравый смысл, как в анекдоте:
    - Ну и какую из троих ты выбрал?
    - Да, у которой сиськи больше!

    И что я увидел, когда поставил эту 28мм красоту, раздувшуюся на ободе ажно до 29,5 мм?
    Я увидел 3,5 мм зазора ! Логично, толстенного антипрокольного слоя-то нету...

    Спереди всё то же самое, я мог спокойно брать 30 мм, но предположить такой факап заранее я, конечно же, не мог...

    Натянул на обода с трудом, но ничего критичного. Взвесить забыл, но конти пишут, что 305 г (ультры были 285 г). Плеснул 60 мл герметика, защёлкнулись с полпинка, даже золотник из ниппеля не доставал, просто насосом накачал, как обычно. Вдул по срамовскому калькулятору 4.8 в зад, 4.5 в перед (по итогам покатушки буду снижать на 0,2 бара где-то).
    Поехал.
    Охренел.
    Натурально охренел.
    Охреневал всю дорогу.
    Поездил по хорошему асфальту, плохому асфальту, ровному грунту, хвое и гравию (в Кузьминки скатался).
    Я не стал их пробовать с камерами, так что не знаю, что внесло больший вклад - бескамерность или волшебство гранпришек. Но имею сказать следующее: разница в накате и ощущениях между ними и ультраспортами примерно как между ультраспортами и кроссмарками на найнере. Это пропасть, блин! Вот и там, и там просто чёртов слик без протектора, а как попробуешь, так и не поверишь!
    Я в афиге и трипл-афиге, и мне теперь с этим жить !
    Вероятно, стала меньше высота полости, занимаемой воздухом в шине с боковыми стенками и центральной частью жёстче.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Воздух в шине условно можно рассматривать как набор радиальных пружин, каждая из которых представляет упругое тело с площадью основания S, зависящую от внутренней ширины обода, и высотой h, модуль Юнга E которого равен давлению в ней, а жёсткость к= (ES)/h. При уменьшении ширины обода или увеличении размера покрышки уменьшается отношение S/h и, соответственно, жёсткость. Предполагается, что величина деформации x подчиняется закону Гука, и, при одной и той же величине деформирующей силы F и меньшей жёсткости, она будет больше x= F/k. А чем больше деформация покрышки, тем больше потери энергии на работу упругих сил. Боковые стенки шины образуют с содержащимся в ней воздухом параллельно соединённые пружины, а эта система с её центральной дорожкой- последовательно.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019#comments
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ilyamaksimov Посмотреть сообщение
    когда понял почему важен каркас и компаунд резины
    На коэффициент трения качения колеса влияют жёсткость стенок и ширина шины, внутренние размеры обода.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Ходовые качества велосипеда определяются его колёсами.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Плеснул 60 мл герметика
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Причем они и с камерой бутиловой внутри будут так же катить
    Отличие некоторое имеется, с герметиком шина или без.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Таким образом, за счёт наличия герметика упругие элементы, то есть воздушные пружины, укорачиваются, делая бескамерную пневматическую шину более жёсткой, что содействует уменьшению коэффициента трения качения колеса.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=11#comments
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от darkening Посмотреть сообщение
    с коротким выносом
    На переднее колесо весовая нагрузка уменьшается, заднее возрастает, суммарное трение качения колёс увеличивается.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    чтобы накат не был как у телеги
    Поуже шину, внутренне пошире обод меньшей глубины использовать нужно для снижения коэффициента трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    какой компаунд?
    Состав материала шины влияет не столько на трение качения колеса, сколько скольжения.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от izotop Посмотреть сообщение
    Иногда расуждения о велосипедах напоминают знаменитую притчу о том, как слыпые выясняли что такое слон. :-). Руль смотрим -о! шоссер, колеса смотрим - не, мтб... систему смотрим вроде как где то даже даунхилл :-)) и тд и т п :-)). Велик - цельный механизм определенного назначения вообще то. Почитаешь тут "с таким выносом не поедет", "с таким углом не поедет", "с такими перьями не поедет"... и все точно знают, что поедет, а что нет! Эксперты! Правильно тут тему развернули "вам шашечки или ехать" :-).. или углы и геометрию вычислять....
    Поедет все, вопрос как оно поедет
    Колёса в велосипеде главные части, его ход определяющие.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Вторая вечная проблема - дешевая резина.
    Для снижения трения качения колеса подбирать нужно обод и шину.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
    Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Также, например, действуют резиновые шины на дороге: резина упругая, поэтому резиновые шины о дорогу не сотрутся гораздо дольше, чем голые обода (а кто не пробовал катать на голых ободах, у того не было детства)).
    Давление на обод без шины при качении колеса сильно большее из-за намного меньшей площади поверхности соприкосновения с дорогой. 
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от SashaAn Посмотреть сообщение
    а на железнодорожных колесах тогда почему шин нет?
    При перемещении по железной дороге подвижному составу нужны до предела жёсткие колёса для понижения трения качения.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от SashaAn Посмотреть сообщение
    да и стука этого не было бы...
    Было бы куда хуже, большие затраты энергии на деформации нежёстких колёс.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Шина уменьшает жёсткость колеса, оптимизирует его под конкретные условия эксплуатации, но не без увеличения потерь энергии.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dusty Посмотреть сообщение
    Размер 36-38 мм, больше не надо
    С точки зрения минимизации трения качения лучше шины поуже.