Что такое планетарная передача?
+ Ответить
Показано с 1 по 7 из 7

Тема: Что такое планетарная передача?

  1. #1

    По умолчанию

    Не так давно я опубликовал две заметки по планетарным системам.

    <a href="http://norcoroman.livejournal.com/97759.html" target="_blank">От Truvativ
    </a><a href="http://www.freewheel.ru/341.html" target="_blank">От Nikolai
    </a>
    Для тех, у кого нет технического образования, вкратце расскажу как оно работает. В обоих случах работает по одному и тому же принципу.

    Вот так выглядит схема планетарной системы



    Есть три элемента: внешняя звезда (зеленая), внутренняя или солнечная звезда (красная) и группа звезд-сателлитов (голубые), осями сидящая на водиле (синее). Водило жестко пристыковано к шатуну (соответственно тоже синий). Все может вращаться вокруг оси. У водила, внешней и солнечной шестерен эта ось совпадает с осью каретки. Сателлиты вращаются каждый вокруг своей оси.

    Практика в железе
    В режиме низшей передачи водило жестко соединяется с солнечным колесом. Получается такая картина угловых скоростей:



    Поскольку солнечное колесо теперь заодно с водилом и шатуном, я закрасил его синим цветом.
    Шатун вместе с водилом (а значит и осями сателлитов) сблокирован с солнечным колесом и вращается с какой-то "синей" угловой скоростью (смотрим на маленькую синюю стрелку внутри). Поскольку солнечное колесо вращается вместе с шатуном, а сателлиты в свою очередь сидят осями на водиле, угловая скорость солнечного колеса и сателлитов одинакова. Вся эта хренотень цепляет за внешнюю звезду и передает ей вращение. Соответственно, с той же самой угловой скоростью. Получается прямая кинематическая связь шатун - внешняя звезда. Как будто и нет внутри никаких механизмов.

    Теперь отцепим солнечное колесо от водила с шатуном и сцепим с неподвижной рамой велосипеда. Шатун с водилом по-прежнему вращаются.



    Поскольку водило с осями сателлитов вращается вокруг неподвижного солнечного колеса, начинают вращаться на своих осях и сателлиты. В одной точке каждый сателлит обкатывается вокруг солнечного колеса, а в противоположной - передает вращение на внешнюю звезду. По закону рычага, скорость вращения внешней звезды будет больше чем оси сателлита. Так и получается т. н. overdrive, то есть повышенная передача.

    Теория в цифрах
    Замечу так же, что передаточное отношение не зависит от диаметра и сооттветственно кол-ва зубьев сателлитов. Оно рассчитывается по банальной формуле:

    I = Zв/Zс
    , где:
    Zв - кол-во зубьев внешней звезды (не тех, которые приводят цепь, а тех, которые находятся в зацеплении с сателлитами!!!)
    Zс - кол-во зубьев солнечной звезды.

    В трансмиссиях Truvativ и Nikolai передаточное отношение в районе 1,6. То есть, условно говоря, внутренний диаметр внешней звезды больше внешнего диаметра солнечной звезды в те самые 1,6 раза.

    Переключалка
    Все, что необходимо сделать в механизме переключения - обеспечить возможность соединения солнечного колеса либо с водилом (а значит, и шатуном), либо с рамой велосипеда. Кстати, если оставить солнечное колесо свободным, то получится дифференциальная планетарная передача. В этом случае при наличии любой мало-мальски действующей нагрузки на внешней звезде (например, от действия цепи), водило будет всего-лишь закручивать в обратную сторону солнечное колесо. Физически это будет выглядеть так, что вы со всей дури крутите педали, а ничего не происходит - лишь что-то шумит внутри коробки.

    Оригинал заметки: http://norcoroman.livejournal.com/105497.html
    Я жуЖЖу о великах...

  2. #2

    По умолчанию

    Роман, спасибо за заметку.
    Пара замечаний:
    1. Nicolai пишется через "c"
    2. Есть еще третий аналогичный вариант: http://www.seed-your-ideas.com/Triebwerk/en/index.html
    Интересен он тем, что переключение осуществляется не манеткой, а нажатием "кнопки" в торце оси шатунов.
    Реще и жоще!

  3. #3

    По умолчанию

    Кстати, подобными вещами увлекаются не только Truvativ с Nicolai.

    Есть еще Kris Holm(правда тут каретка по совместительству и втулка) в сотрудничестве с Schlumpf Innovations, но насколько я понял принцип от этого все равно не меняется.

    Добавлено позже (02/10/2008 21:04):
    <div class='quotetop'>Цитата(Smith @ 02.10.2008 10:01) <{POST_SNAPBACK}></div>
    Роман, спасибо за заметку.
    Пара замечаний:
    1. Nicolai пишется через "c"
    2. Есть еще третий аналогичный вариант: http://www.seed-your-ideas.com/Triebwerk/en/index.html
    Интересен он тем, что переключение осуществляется не манеткой, а нажатием "кнопки" в торце оси шатунов.[/b]
    о, а этот трибверк сделан все тем же Шлюмпфом))
    №1. синий тяжелый №2 Украден!
    №3. коричневый планетарный №4. черный половинчатый

  4. #4
    Веломаньяк Аватар для Chel
    Байк
    Cube Nature Pro 2012
    Адрес
    Москва, Рязанский район.
    Сообщений
    67

    По умолчанию

    <div class='quotetop'>Цитата(N-roman @ 02.10.2008 00:16) <{POST_SNAPBACK}></div>
    Теория в цифрах
    Замечу так же, что передаточное отношение не зависит от диаметра и сооттветственно кол-ва зубьев сателлитов. Оно рассчитывается по банальной формуле:

    I = Zв/Zс
    , где:
    Zв - кол-во зубьев внешней звезды (не тех, которые приводят цепь, а тех, которые находятся в зацеплении с сателлитами!!!)
    Zс - кол-во зубьев солнечной звезды.

    В трансмиссиях Truvativ и Nikolai передаточное отношение в районе 1,6. То есть, условно говоря, внутренний диаметр внешней звезды больше внешнего диаметра солнечной звезды в те самые 1,6 раза.[/b]
    Неверная формула.
    Должно быть так: (Zв+Zс)/Zв.
    Это во сколько раз угол поворота внешней звезды будет больше угла поворота водила (т.е. шатунов).
    Отсюда получается, кстати, что передаточное соотношение у такой системы может находиться только в диапазоне от 1 до 2.

    А написано очень хорошо (понятно). Рисунки помогают.

  5. #5

    По умолчанию

    <div class='quotetop'>Цитата(Quantum @ 02.10.2008 20:04) <{POST_SNAPBACK}></div>
    Кстати, подобными вещами увлекаются не только Truvativ с Nicolai.

    Есть еще Kris Holm(правда тут каретка по совместительству и втулка ) в сотрудничестве с Schlumpf Innovations,[/b]
    Блин, ни разу такого не видел! Судя по всему, втулка-каретка для юника.
    Фрирайда сила - крепче, чем текила!
    8-916-238-84-77, сборка колёс и велоремонт
    За деньги готов работать даже бесплатно!

  6. #6

    По умолчанию

    Да хороше решение, с энтой штукой получим высокий
    клиренс, ну скажем как с 32 зведой и вместе с тем на повышенной передаче будет
    эмулироватся к примеру 38.
    Актуально для ФР высокий клиренс и вместе с тем возможность
    вкручивания.

    предсказатель весны

  7. #7

    По умолчанию

    <div class='quotetop'>Цитата(Lis Yalta @ 19.02.2009 12:58) <{POST_SNAPBACK}></div>
    Да хороше решение, с энтой штукой получим высокий
    клиренс, ну скажем как с 32 зведой и вместе с тем на повышенной передаче будет
    эмулироватся к примеру 38.
    Актуально для ФР высокий клиренс и вместе с тем возможность
    вкручивания.[/b]
    Даааа...Это точно!
    Фрирайда сила - крепче, чем текила!
    8-916-238-84-77, сборка колёс и велоремонт
    За деньги готов работать даже бесплатно!

+ Ответить

Информация о теме

Пользователи, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)

Похожие темы

  1. Планетарная втулка
    от Ж.К. в разделе Технические вопросы
    Ответов: 145
    Последнее сообщение: 24.07.2016, 14:15
  2. Альтернатива цепям и звездам - ременная передача
    от ALLWW в разделе Технические вопросы
    Ответов: 53
    Последнее сообщение: 13.11.2013, 22:53
  3. Передача о Покатушках на первом канале
    от Елка в разделе Велосипедное
    Ответов: 24
    Последнее сообщение: 02.07.2009, 12:43
  4. Проскакивает 7я передача
    от Жeстокий Романтик в разделе Технические вопросы
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 09.04.2007, 03:04
  5. Чейнлайн: передача 3-1
    от N-roman в разделе Технические вопросы
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 17.07.2005, 21:03