Просто многие привыкли к легким Али-компонентам, с помощью которых можно собрать легкий велосипед. Но любой производитель все это обходит стороной и ставит все более стабильное, надежное, но и потяжелее. Да и бренды преимущественно делают компоненты потяжелее. Как пример, карбоновое гравийное седло Fizik Argo Terra в максимальной карбоновой версии весит 200 грамм. Привыкшие покупать легкие дощечки с Али даже вникнуть не смогут - а как же так? Тяжело же. Ну так бренды не ориентированы на подобных людей. У них под супер легкий сегмент всегда отводятся определенные модели, когда другие имеют свой функционал и задачи. А вот закомплексованным Али-сборрщикам всегда нужен гейлайт - вот под них и делается все. И вот когда такие начнут интересоваться брендами (что дорого, несомненно) - окажется, что вес сбить брендами на порядок сложнее. Зато интересных и качественных запчастей на порядок больше.
Так и комплиты. Комплиты любой бренд (даже СТМ) делает на чем-то стандартном. Они весят всегда больше, чем если собрать самому. И вес начинает вырываться на первые роли только с уходом в топ-сегмент, где уже да - уже сами компоненты комплита автоматом делаются легче (если сегмент на это нацелен, а не даунхил какой-нибудь). И все равно встречаются гравийники 10-кг топовые и кантрийные хардтейлы 10+ топовые.
Потому когда человек ждет меньше 10кг за очень бюджетный велосипед - он явно не совсем в курсе положения дел=)