Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    бескамерная. Тяжелая, толстая везде.
    Применение шины с жёсткими боковыми стенками, толще, и центральной частью, тоньше, содействует снижению коэффициента трения качения колеса.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Обод без отверстий, но в комплекте лайнера шла ободная лента. Ну механы ее и приклеили! Поржал над немудреной добросовестностью. Отставлю, пусть будет.
    Наличие ободной ленты, как можно потолще, понижает трение качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    А вот защелкнулась обычным насосом, просто немедленно - ну это и понятно, лайнер распирает, шина практически сразу сидит на месте.
    Добавочные пружины в шине, параллельно воздушным, повышают жёсткость колеса.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Для достижения же прежней жёсткости пневмошины с вкладкой необходимо снижать давление воздуха.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от polarpolaroid Посмотреть сообщение
    У широкого два достоинства - пятно контакта и низкие давления, отсюда стабильность и держак на сильно разбитых грунтах и возможность ехать по сыпучему песок/снег.
    На твёрдой ровной поверхности получается немалым трение качения колёс с неузкими шинами.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    После перехода с камерных только давление снизилось.
    Вероятно увеличение количества слоёв ободной ленты, давление воздуха в шине понижается для получения колеса с той же жёсткостью.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    А то износ пофиг, инетересуют легкие и накатистые.
    Ради снижения коэффициента трения качения колеса центральная часть шины быть должна жёстче, что достигается уменьшением её толщины.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от babangida Посмотреть сообщение
    Прочно, легко и дешево (а лучше бесплатно), выбери любые два пункта. Вычеркнем "легко"

    Бомжетек 041/042, китайские обода потяжелее, грамм по 600 нормально, будут прочные, 32 спицы из нержавейки, лучше 36, латунные ниппели
    как нерусский выражаешься.

    Лучше выбор из

    Надежно - Недорого - Красивые/Легкие

    Надежно и Недорого это самый популярный выбор, особенно для первого велосипеда.

    Затем уже начинают выбирать и Красивые/Легкие + Надежные, но очень дорого.

    Или Красивые/Легкие + Неоченьдорого, но в основном для выставки, ибо сломаться же может.
    Действенные колёса, с малым трением качения, нужны, другое дополнительно.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    с вкладышами
    Снижается высота воздуха в шине, уменьшается коэффициент трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    высота (расстояние между поверхностями камеры в радиальном направлении) воздуха
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=10877
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от m4100 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Meft Посмотреть сообщение
    максимальная ширина покрышек 45мм+ (желательно 50мм+)
    И внезапно окажется, что "по асфальту" они едут не лучше "хардтейла"
    Повышенным выходит трение качения колёс на неузких шинах.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от domyos218 Посмотреть сообщение
    Шоссейник он и в Африке шоссейник
    Колёса подходящие, мало энергии теряющие при качении по ровной твёрдой поверхности, требуются.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Отрицание, гнев, то, се... Кто не с нами, тот скоро будет) сто раз терлось уже, но пазвольти еще разок.
    Просто через некоторое время после перехода на бескамерку вытаскиваешь колючки, посмеиваешься и искренне недоумеваешь - а что раньше-то мешало?
    Я вот с вкладышами примерно такое же испытал буквально позавчера. То есть, пока они не сработали, мне не очень понятно было, надо ли оно мне вообще. Ну, бескамерка. Сейчас понимаю, что прямо весьма полезная штука. Это как в Бэхе с ранфлатом поехал много лет назад - нервничал, что ни запаски, не докатки, ни домкрата...
    Все это прикладное! По мере необходимости! Гусеницы на транспортных средствах - тоже отличная и иногда не заменимая штука.
    И бескамерка ( это я понимаю умом) хорошая вещь.
    P.S. Если у меня будет новый велосипед, то он будет с бескамеркой... Конечно, если к тому времени не будет очередной прорыв в велошиностроении)))
    Велосипеда касательно, главное здесь заключается в минимизации трения качения колёс, чтобы с возможно меньшими потерями энергии за минимальный промежуток времени преодолевалась конкретная дистанция.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Вкладки, в зависимости от формы, образуют с воздушными пружинами пневматической шины системы параллельно и, или, последовательно соединённых, что повышает её жёсткость при том же давлении воздуха, уменьшает коэффициент трения качения колеса. 
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Именно, не улететь при порезе- пробое и иметь возможность доехать до куда там нужно было доехать.
    С внутренне неглубокими ободьями колёса, в том числе на трубках, позволяют тоже такое, к тому же имея малое трение качения в нормальных условиях езды.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от domyos218 Посмотреть сообщение
    тяжело катит
    Ходовые качества велосипеда определяются трением качения его колёс.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от babangida Посмотреть сообщение
    если я правильно помню, относительно широкий, не под узкую резину
    Применение сравнительно узкой шины на внутренне неузком ободе содействует снижению коэффициента трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от dimitrii73 Посмотреть сообщение
    Просто "с нуля" досмазать, чтобы смазка каботала "на вытеснение"
    Накат у "Священных промов", конечно же, ухудшится
    На ход велосипеда не скажется, само по себе колесо может меньшее время вращаться.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 77stalker77 Посмотреть сообщение
    а насчёт давления как: возможно ли на «плюсовике» подобрать такое, чтобы и по асфальту нормально катилось, и на корешках/грунте «демпфировало»?
    Не выйдет так, нежёсткое колесо теряет много энергии на деформации при качении по ровному твёрдому покрытию.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от polarpolaroid Посмотреть сообщение
    Дык и с узким тоже ведь подгонять надо давление под поверхность. Вроде ломишь по ровным грунтовкам и все ок, потом выскочишь на каменистую часть, начнешь скакать, подстравишь и погнал дальше нормально.
    Лучше дорожные условия, большее давление воздуха в шинах нужно, и наоборот.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от polarpolaroid Посмотреть сообщение
    Эээ, 2 атм в плюсовое? В 3.0? Это люто перекачанный баллон. Конечно он скакать на каждой песчинке будет. Под мои 85 кг что-то около 16-17 psi рабочее давление.
    Выходит нежёсткой пневмошина немалой ширины, в ещё большей степени на внутренне узком ободе.