Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Собрал шоссер. Всё, пипец, пропал человек . И чем больше пробовал, тем больше втягивался и вштыривало! Оказалось, что на шоссере удобнее, чем на найнере, легче и быстрее. Сидеть комфортно, усталости меньше. Скорость ого-го! КПД от вкручивания запредельный! Тупо по ощущениям, отдаче и удовольствию от езды он заткнул за пояс всё, что у меня было!
    Малое трение качения шоссейных колёс.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Дальние леса по прежнему легко не достижимы: на найнере туда тяжело доехать, на шоссере/гревеле - легко, но в самом лесу на них тяжко.
    Для нормальных дорог большей жёсткости колёса нужны, и наоборот.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от mykola07 Посмотреть сообщение
    Чтобы было полегче, чтобы не крутить по ровной и твёрдой дороге плюсовые катки, поставил имеющиеся у меня колёса 2,0х29".
    Что сказать? По ровному покрытию гораааздо легче едется.
    Меньшее трение качения колёс на шинах поуже.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Уже теперешних шины применить, ещё легче по асфальту ехать сделается.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gearbox Посмотреть сообщение
    Оно как бы едет и катит, но как то не так чтоли.- Как то спокойнее, чисто психологически гнать на таком не хочешь,- именно балдежная езда куда глаза глядят.
    Колёса на неузких шинах не подходят для скоростной езды по твёрдым ровным покрытиям, потери ими энергии при качении сравнительно немалые, к тому же сильно возрастают с увеличением скорости.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Чем больше коэффициент трения качения колеса на малой скорости, тем существеннее его рост с её увеличением.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    40мм мертво навсегда??))  Навязывается к покупке класный вельчик, единственный минус которого макс 40мм. Весь в думах второй день сижу
    Смотря для какого применения, такая ширина шин избыточна для асфальта, повысится трение качения колёс.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    при снижении даже на 0,1 атм растёт комфорт (например, перестаёт долбить в руки разметка-ёлочка у автобусных остановок), но портится накат
    Снижается жёсткость шины с воздухом, возрастает коэффициент трения качения колеса.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    При повышении на 0,1-0,2 накат растёт не особо, а комфорт страдает ощутимо!
    Получается, жёсткость и трение качения колеса меняются в этом случае слабо. 
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    На неузкой шине относительно нежёстким получается колесо, увеличение давления сжатого воздуха в ней слабо его жёсткость повышает.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...e=144#comments
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    гревел, это не дорожное отличное покрытие.
    Тогда шины пошире нужны, однако, на асфальте трение качение колёс будет повышенным.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от LadyHamilton Посмотреть сообщение
    42 мне хватает абсолютно везде, кроме самого треша, но я в такие локации или не лезу, или если это небольшой участок, могу прoйти пешком.
    Компромисс это, по шоссе велосипед будет катить хуже, чем мог бы на тех же колёсах, но с шинами поуже.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    2,1 на 28 ободах уже стоят
    Узковатыми видятся ободья под шины такой ширины.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    нафиг тебе 40мм при наличии сошшейника
    Трение качения шоссейных колёс меньше, на трубках подавно.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kluff Посмотреть сообщение
    накат у покрышек тоже присутствует
    На коэффициент трения качения колеса влияет и внутренняя глубина обода.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kaarel Посмотреть сообщение
    Кроме покрышек изменилась ещё куча факторов.
    Вероятно иными стали внутренние глубина и ширина ободьев колёс.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kaarel Посмотреть сообщение
    Как минимум средний пульс, а это косвенно говорит о другой мощности.
    Сила трения качения влияет на силу тяги, её мощность.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    40мм УГ в 2025 году для гравийника
    Смотря какие условия применения, на асфальта колёса с шинами уже действеннее.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    люди 57 ставят
    Не для езды по ровным твёрдым покрытиям такой ширины шины, потери энергии немалые.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    как и на любом бюджетном веле главный минус - это колеса
    С точки зрения минимизации трения качения улучшается колесо подбором шины и обода, его закладыванием.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от LadyHamilton Посмотреть сообщение
    Там покрышки сразу на выброс в любом случае. И поставить 47-50 на свой вкус.
    Пару комплектов колёс лучше иметь, для нормальных дорог с узкими шинами использовать.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    колеса
    Улучшить можно стоковые колёса, проведя работы по снижению их трения качения.