Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.82. Голосов: 203.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от АК74 Посмотреть сообщение
    шина-воздух
    Представляет собой упругое тело с модулем Юнга, который определяется избыточным давлением воздуха в шине.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    железо прочнее - руль жестче
    Прочность на изгиб и жёсткость есть разные физические величины.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Вопрос: какой руль будет жестче стучать по рукам?
    Слово "сильнее" здесь уместнее, жёсткость упругие свойства компонентов характеризует.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Исходя из закона Гука, жёсткость определяется отношением силы к величине смещения в направлении её действия, k= F/x.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    По-моему, способность легче гнуться намекает на меньшую жесткость, не?
    Жёсткость определяет упругие деформации физических тел, не пластические.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от multig Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    Стыки плитки выглядят ровными , по факту за несколько км такой типа «ровной» плитки задница разваливается, стоит набить чуть поболее в Берты 2.1. И поболее это типа 27-28 пси назад.
    Ровными стыки там были в 18, 19 и, может, в 20 году. И скорость была соответствующая, на КОМы можно было просвистеть по плитке. Сейчас скорость ниже, но чтоб задница отваливалась, такого нет. Хотя регулярно там на шоссере езжу, и не на 28 пси, а на 50.
    Колесо жёстче, на шине поуже и с большим давлением воздуха в ней, с меньшими потерями энергии перекатывается через малые препятствия.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    восприимчивость задницы сравнивать глупо, мою такого рода плитка выводит из комфорта, но седло одно из самых дубовых что есть. Ставилось по принципу, что под асфальт сойдет
    В колёсах, их жёсткости, дело.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    был у меня СШ
    Колёса на трубках, жёсткие, с малым трением качения, без проблем перекатываются через неровности шоссейной дороги.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Жёсткие, в разумных пределах, колёса меньше спотыкаются сами за себя, приятным выходит движение по ровной твёрдой поверхности.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Жёстче колёса, мягче езда.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    На ровном твёрдом покрытии возникает ощущение, что некто приподнял за шкирку вместе с велосипедом и тянет вперёд.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Возможно, если фюзеляж слишком жесткий, то он "не пишет" рельеф, а жестко-тупо трясется, как шоссер же.
    Главная роль колёс, причём вибрации велосипеда с таковыми меньшей жёсткости быть могут больше.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Если на велике все дубовое, то считайте, основная масса (тушка тела) никак не подрессорена, с вытекающими "каждая трещинка подбрасывает высоко вверх, вместо того чтобы ехать вперед".
    Это тем больше, чем меньше жёсткость.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Жёсткое колесо слабее подпрыгивает, так как накапливает меньше энергии при ударе.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...e=142#comments
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Если фюзеляж дубовый, то пусть шины массу от паразитного расколбаса "на каждой трещинке" спасают.
    Лучше дорожные условия, жёстче колёса быть должны.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Или наоборот.
    Жёсткость колёс с шинами мала относительно других компонентов ригидного велосипеда.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Также учитывать нужно, что колёса непрерывно деформируются при качении, на что затрачивается энергия.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    скорость передвжения
    С увеличением скорости движения шина дополнительно деформируется, причём тем больше, чем ниже её изначальная жёсткость.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    часть кинетической энергии колеса, определяемая проекцией скорости на вертикальную ось, затрачивается на дополнительную деформацию пружины
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    От нецелевых ударов резина перенапрягается
    Возрастает давление сжатого воздуха на внутреннюю поверхность шины в области её локальной деформации.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    От нецелевых ударов резина перенапрягается, и логично ниточки понемножку надрываются, и однажды количество надрывчиков переходит в качество и выстреливает. При максимальном давлении, этот процесс, есс-но, проходит более явно.
    Выше давление воздуха в шине, больше получается его возросшее при ударе значение.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    он во всем черном менее развязно смотрится.
    Но это неважно, по- большому счету. Главное, чтобы он был, как бешеный конь - ни минуты не стоял.
    Не столько внешний вид велосипеда важен, сколько его ходовые качества.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    При быстром наезде на корень, бордюр, выбоину в асфальте, или подобное ребро рельефа, в шине что происходит?..
    Локальное увеличение давления сжатого воздуха.