Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    касательно трения качения колеса на пневмошине влияние сжатого воздуха главное.
    Так надо выкинуть этот воздух и сделать шину без него из цельной резины.
    Жёсткость колеса станет чрезмерной.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Встречаются конструкции безвоздушных шин, пригодные к эксплуатации.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Система со сжатым воздухом, к примеру, пневматическая шина, ведёт себя подобно любой природы упругому телу
    Иными словами, если заменить воздух каким-либо материалом с модулем Юнга, равным его давлению в шине, то увеличится масса, однако, ходовые качества колеса в реальных условиях эксплуатации существенно не изменятся.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=4#comments
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    При этом пружины никуда не исчезают, воздушные заменятся другими, из иных материалов.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от vadim- Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    влияние сжатого воздуха главное.
    перекатывается воздух в покрышке ?
    Тратится энергия на деформации воздушных пружин в пневматической шине.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    касательно трения качения колеса на пневмошине влияние сжатого воздуха главное
    Почему тогда гп5000 28см. на 3.5барах едут быстрее бюджетных 25мм на 5бар.?

    Это я лично тестировал и там разница невооружённым глазом чувствуется). Что это, как не конструкция/компаунд? На одном шоссере было.
    Лучше в одной комплектации колесо катиться может, хуже в другой, размеры занимаемой сжатым воздухом полости в покрышке влияют, жёсткость последней. Однако, не будет сжатого воздуха в пневмошине, не будет вовсе езды.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    Вчера кстати заходил в "ашан", видел велики.
    Что удивило, это сморщенные сдутые покрышки на них.
    Раньше-то как бывало, колесо спущено, но вел стоит на нем как будто на накачанном.
    Резина-то толстая была. А ща стали делать тонкие борта для наката и даже на "ашанах" теперь такие ставят
    Для уменьшения коэффициента трения качения колеса нужна шина с жесткими боковыми стенками и центральной частью.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    И 23 мм покрышки и посадка моя, все устраивает.
    Меньший коэффициент трения качения колеса на узкой шине.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Без конкретных условий и чисел, прежде всего, значений коэффициента трения качения колёс, не представляется возможной оценка.
    сказали конкретные числа 28мм-3.5бара быстрее чем 25мм-5бар
    Никакой конкретики нет, сами по себе эти числа ни о чём не говорят.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    Как такое возможно
    Невозможно объяснить то, о чём ничего не известно.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Конкретные цифры не важны, главное - что есть сам факт лучшего наката у более обьёмных покрышек. Насколько помню, средняя добавилась на пару км-ов.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Мои данные свидетельствуют об обратном.
    Колесо на узкой шине, как правило, с меньшим коэффициентом трения качения.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от filzstiefel Посмотреть сообщение
    А у нас воду в камеру закачивали...
    Повышается жёсткость колеса за счёт укорачивания воздушных пружин, уменьшается его коэффициент трения качения.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    И самая высокая скорость на спусках, именно на Кольнаго выходит.
    Меньшее трение качения колёс этого велосипеда.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Правильно, более жёсткая по гладкому дальше уедет.
    Важны физические свойства, прежде всего, жёсткость шины с воздухом, которая зависит от формы и размеров полости, занимаемой им в шине.
    Ниже потери энергии на деформации жёстких колёс.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Но я же говорю не про это, а про степень влияния на накат разных факторов. Получается, что главный фактор - уровень технологии. Более продвинутые лучше поедут, без разницы, какая там ширина или жёсткость.
    Наличие сжатого воздуха в пневмошине главное,- нет его, нет и приемлемой езды, независимо от того, какая покрышка стояла, которая, к тому же, без него может с обода и соскочить.
    Жёсткость шины в накачанном состоянии обусловлена преимущественно упругими свойствами сжатого воздухом в ней.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Шина и сжатый воздух в ней формируют упругое тело.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Albus Посмотреть сообщение
    А что за 15 лет в физике процесса произошли какие то изменения?
    Создана новая теория.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Теория качения колеса на основе пружинной модели наиболее полно отражает объективную реальность, позволяя рассчитывать коэффициент, силу трения качения, её мощность.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=12#comments
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    Да, уровень технологии определяет величину потерь.
    На твердой поверхности в основном эти потери греют резину и косвенно воздух внутри.
    При качении колеса происходят деформации упругого тела, шины с воздухом, и потери энергии немалые, по сравнению с таковыми только в ней самой. 
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    Количество воздуха тут вообще роли не играет.
    Играет, крайне весомую, так как жёсткость упругого тела зависит от его размеров.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Воздух в шине условно можно рассматривать как набор радиальных пружин, каждая из которых представляет упругое тело с площадью основания S, зависящую от внутренней ширины обода, и высотой h, модуль Юнга E которого равен давлению в ней, а жёсткость к= (ES)/h. При уменьшении ширины обода или увеличении размера покрышки уменьшается отношение S/h и, соответственно, жёсткость. Предполагается, что величина деформации x подчиняется закону Гука, и, при одной и той же величине деформирующей силы F и меньшей жёсткости, она будет больше x= F/k. А чем больше деформация покрышки, тем больше потери энергии на работу упругих сил. Боковые стенки шины образуют с содержащимся в ней воздухом параллельно соединённые пружины, а эта система с её центральной дорожкой- последовательно.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019#comments
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Там же сравнивались одинаковые по классу покрышки, только с разной жёсткостью боковины. Правильно, более жёсткая по гладкому дальше уедет.
    Но я же говорю не про это, а про степень влияния на накат разных факторов. Получается, что главный фактор - уровень технологии. Более продвинутые лучше поедут, без разницы, какая там ширина или жёсткость.
    Вот жеш новости)) наука из батьковщины отрицает новомодную ересь с 300 плетениями, шелками из волос дев заморских и каучуком из слёз инопланетян. Наука эта, как сравнивала покрышки из второго этажа универсама, так и будет
    Наука выделяет главное, рассматривая шину со сжатым воздухом как единое упругое тело, изучая его деформации при качении колеса в целях минимизации потерь энергии на них.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от HardJoker Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Там же сравнивались одинаковые по классу покрышки, только с разной жёсткостью боковины. Правильно, более жёсткая по гладкому дальше уедет.
    Но я же говорю не про это, а про степень влияния на накат разных факторов. Получается, что главный фактор - уровень технологии. Более продвинутые лучше поедут, без разницы, какая там ширина или жёсткость.
    Если следовать изложенной логике, по гладкому едут одни покрышки, по пересеченноке другие. Так? Кто ж спорить будет? А получается технологии и широкая резина - наше все.
    Чем лучше дорожные условия, тем жёстче колёса действеннее.