Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.82. Голосов: 203.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Влияет в основном компаунд и каркас, зубастость вторична.
    Жёсткость боковых стенок и центральной части шины влияет на коэффициент трения качения колеса, который уменьшается с её ростом.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от снежный мамонт Посмотреть сообщение
    А усталость проще всего скоростью регулировать
    Тем не менее, если ниже потери энергии на работу сил трения качения, то выше скорость велосипедиста при той же его мощности.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Sland77 Посмотреть сообщение
    дешевые слики жизнь лучше не сделают
    Касательно трения качения колеса важны не столько цена, сколько размеры обода и шины.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Состав материала и сколько слоёв каркаса и из чего. Технологии очень далеко шагнули, например, на одной покрышке для середины беговой дорожки, боковых поверхностей и шипов могут использоваться разные материалы.
    В результате получили казалось бы несовместимые качества, зубастая тяжёлая покра может иметь меньшие потери на качение, чем гладкая лёгкая.
    Чем тоньше центральная часть шины, тем она жёстче, и колесо на ней будет с меньшим коэффициентом трения качения.
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Ну там, в принципе, в такой размерности с весом в районе 200 грамм гарантированно все, что хочешь, должно колоться. Они потому и гончие, что там резины нет)
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Minus_nsk Посмотреть сообщение
    Выбирать резину с защищенными боковинами
    Применение шины с жёсткими боковыми стенками и центральной частью содействует снижению коэффициента трения качения колеса.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Предположим, что шина изготовлена из одного и того же материала, тогда в направлении действия деформирующей силы она будет жёстче, если боковые стенки ниже и толще, а соприкасающаяся с дорогой часть тоньше.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от pixel8848 Посмотреть сообщение
    купили за очень много денег самую посредственную в плане наката резину
    Коэффициент трения качения колеса не только от шины зависит, но и обода также, его внутренних глубины, ширины. 
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Matrosskin Посмотреть сообщение
    по катанию на чугунных но дорогих покрышках
    Жёсткость шины со сжатым воздухом, определяемая ободом, ей самой, давлением воздуха в ней, крайне важна относительно трения качения колеса на конкретном покрытии.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от al_giorno Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Даже если 17, всё равно 6 атм это перебор даже для 130 кг.
    Некоторое время катал на бескамерке 28мм, так вот мне с полной снаряжённой массой в 115-120 кг было достаточно ~4,5 атм сзади и ~4,2 спереди. И то, довольно жёстко было.
    Достаточно чтобы не пробиваться, но на таком давлении чувствуешь как она "клеится" к дороге.
    Всё-таки, нежёстким получается колесо при пониженном давлении воздуха в шине.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от al_giorno Посмотреть сообщение
    Нафига на хорошем асфальте катать на полуспущенных?. Хоть по брр, хоть по собственным ощущениям, недокачанные покрышки не едут.
    Увеличенное трение качения колёс.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Valery22 Посмотреть сообщение
    Задам вопрос чуть по другому. Посоветуйте бескамерные бюджетные покрышки в размере 700с 28, кроме Виттория рубино про
    А что так дофига? На 28 мм? Или она на ободах 15?
    Для достижения одинаковой жёсткости колеса давление воздуха в одной и той же шине на ободе поуже подобной внутренней глубины быть должно больше.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Секта вдувателей максимальных очков.
    Зачем, а главное нафига? Нафига, а главное зачем? ))))))))))
    Снижение коэффициента трения качения колеса на ровной твёрдой поверхности происходит при увеличении давления воздуха в шине.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Sland77 Посмотреть сообщение
    накат отличный, как мячик ничего там не вибрирует
    Жёсткое колесо без весомых потерь энергии на деформации перекатывается через дробные неровности асфальтированной дороги.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Жёстким колесо должно быть. Мягкое колесо при действии одной и той же силы деформируется на большую величину, запасает больше потенциальной энергии, которая, так как система незамкнутая, не превращается обратно в кинетическую, вследствие чего имеет большое трение качения.
    Не нравился Старт-шоссе со стоковыми колёсами Туриста,- существенное трение качения, вибрации при давлении воздуха в шинах около двух с половиной атмосфер. Собрал другие, с покрышками 20-622 на ободьях 622-13, стало намного лучше,- значительно уменьшились трение качения колёс и вибрации, давление в шинах примерно шесть с половиной атмосфер. Такие ощущения при езде по хорошему асфальту, что кто-то за шиворот немного приподнимает и тянет в направлении движения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=2#comments
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от al_giorno Посмотреть сообщение
    19 мм обод годится и для 32 мм покрышки, и для 38.
    Узковатым видится, коэффициент трения качения колеса не минимально возможным будет, внутренню глубину обода в этом контексте также стоит учитывать.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от al_giorno Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от James_Ryan Посмотреть сообщение
    Выглядит легко и быстро
    А как катить будет, от физических свойств колёс с шинами зависит.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от al_giorno Посмотреть сообщение
    Но все равно, 8 бар для 28 мм - овердофига в смысле надежности.
    При этом, быть может ниже жёсткость, чем у шины поуже с меньшим давлением воздуха в ней.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от al_giorno Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от barrakud Посмотреть сообщение
    Сильно будет заметна разница между 38 и 32 сликами?
    Будет, но не сильная. В цифрах средней незаметная.
    Отличие будет значений коэффициента трения качения колеса, в пользу с шиной подобной модели меньшей ширины.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Мой вес - 92кг + велик 17кг.
    Резина - 622х32мм по кругу.
    Обода - 15мм спереди и 17мм сзади.
    Давление - 5 очков по кругу (на узких ободах это мягко).

    Такая ширина шин при моем весе дает идеальное демпфирование: по щебневке можно валить как по асфальту. Зад жестче за счет более широкого обода. Обратная сторона идеального демпфирования - повышается вероятность пробоев, с бордюрами надо аккуратнее.
    Кроме того, возрастает трение качения колёс.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Кстати низкие обода обычно широкие, а чем шире обод относительно резины, тем лучше резина распределяет ударную нагрузку и тем меньше вероятность пробоев (которые и ломают обода).
    Жёстче выходит шина со сжатым воздухом, учитывая также возможно внутренне неглубокий обод.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Балансировка кривой развесовки - сложная тема. Можно, при прочих равных, применить сзади более высокое давление, или более широкий обод, или более широкую резину - все это более-менее выравнивает ощущаемую жесткость, но по-разному.
    Большей ширины обод увеличит жёсткость колеса, а шина, наоборот, уменьшит.