Всегда, сколько я себя помню, мечтал о велосипеде. Моя мечта сбылась!
Началось это давно, в 2007 году, когда я, катаясь на жёлтеньком ашане "Mustang" заехал в только открывшийся магазин спортивной техники "Триал-Спорт" купить камеры. Будучи знакомым только с отцовским ХВЗ и своим рыночным байком был поражён видом велосипедов в этом магазине, они казались такими большими, такими крутыми! Больше всего меня поразил размер покрышек велосипедов в холле (2.35), сам-то я ездил на узкой китайской резине (1.9 в лучшем случае). Слово за слово, общаясь с консультантами, молодыми парнями, на пару-тройку лет меня постарше (20-22 года), понял первую истину. Бывают ашаны, а бывают велосипеды
. В восхищении от техники, представшей перед моими глазами, конечно же захотелось и себе что-то подобное, но цены... Тогда потрать 5000 на велосипед мне, бедному студенту, было просто непостижимо. Однако подружившись кое с кем из консультантов, в итоге стал обладателем поюзанных, на тем не менее хорошо сохранившихся педалек (позже узнал, что это Brave Machine), седла и цепи. Выбор этих компонентов, естественно, аргументировался их незначительной ценой, зато они удовлетворяли немедленное желание начать строить свой настоящий байк! С этого и начался апгрейд и вступление в большой веломир.
Тема велосипедов полностью захватила меня. Я изучал, какие бывают стили, направления катания и постройки компонентов под эти стили, в чём между ними разница, какие они вообще бывают и сколько стоят. И конечно же катался, постоянно, в своё свободное время. Кстати, вел весил почти 18 кг... Так вот, через полгода я, как и многие из велосипедистов, мечтал о длинноходом двухподвесе, эдакая мечта пленительного счастья. Пределом мечтаний казался красный Norco A-Line 2008 года, принадлежавший одному из консультантов Триала, и частенько стоявший в холле. Помню, приходил иногда даже просто посмотреть на него и залипал надолго, настолько эта техника меня впечатляла. Думаю, в дальнейшем, этот восторг и зародил во мне желание всё-таки когда-нибудь построить себе большой Фрирайдный байк.
Теперь же перенесёмся на семь лет вперёд. У меня уже 2 вела (было ещё столько же), 150/100мм-Parker и карбоновый ригид (эти велы отлично подходят для города, в котором я живу, использовать длинные ходы подвески здесь не рационально) и отличная работа, которая занимает большую часть моего времени. И, собственно, я ими был полностью доволен, на них я добирался на работу, благо была возможность оставлять их в безопасности. Однако мечта о суровом и большом подвесе меня не оставляла. И вот в стране кризис. Доллар доходит до 60 рублей (наивен был, ещё не знал что дальше будет)! Как можно мечтать о дорогих заморских велосипедах за 1500$ за фреймсет? И тут я нашёл статью о сборке рамы в домашних условиях на twenysix'е. Для интереса перешёл в группу в контакте, и что же увидел?
С первого просмотра желания заиметь такую же раму не возникло... Однако чуть позже мне удалось разглядеть кое-что другое в создателях этого аппарата. Перспективу. Идею и возможность её воплощения. Почему-то я был уверен в том, что их силами у меня получится создать аппарат своей мечты. И я не прогадал.
Но прежде чем написать им, я также видел первые 2 коммерческие рамы - зелёные Кувалды.
Внимательно и долго разглядывая проект "Кувалда", а заодно и множество рам именитых производителей и не очень, за 2 недели я сформировал для себя некий список желаний и требований к будущему проекту. Проекту №7.
Про сплав алюминия амг6 я уже знал. Про возможности некоей кастомизации тоже. Главное, дизайн такой однорычажки меня (
в целом) устраивал. За время увлечения велосипедами, естественно, у меня сформировался некий концепт идеального велосипеда, которому я и следовал.
Когда я написал Ольге, всё так и было:
1) Сзади ось. 135 или 142 не принципиально. (впоследствии выполнено, смежнные дропы 135 и 142)
2) Тормоз под PM 180. Можно 160, но только PM (заменено на IS)
3) Хочется регулировку хода просто второй дыркой на линке. Как у многих рам, тех же интенсов или Баньши. (долго делалось, но сделалось)
4) Петух на сменном дропауте. (пришлось попотеть!)
5) Сменные дропауты под разные стандарты колёс . (выполнено!)
6) каретка резьбовая 73мм (выполнено!)
7) Стакан конус или 1.5, вариативно (был выбран вариант 1.5 как самый простой и надёжный)
8) Круглые трубы. Или овальные, но не квадратные. Квадратные трубы, однозначно, меня не устраивали. (выполнено, круглые)
9) Прокладка под аммотриз.подсидел (выполнено)
10) Возможно, внутренняя прокладка тросов (Выполнено, в пере и подсидельной трубе)
11) У некоторых производителей (например Lapierre и Orbea) на рамах есть
крепления гидролиний/тросов на болтах. Возможно такое сделать?
12) Цвет - чёрный матовый.
13) Успок ISCG05
Пускай читатель задумается, а легко ли выполнить эти пункты вот так самому с нуля, не следуя чужим чертежам, а просто, двигаясь на основании одной идеи, разработать решения этих, достаточно непростых, задач. На практике пришлось столкнуться с весьма неожиданными проблемами, и решать их пришлось быстро. И качественно.
Вот как ситуация обстояла на тот момент:
1) Осуществимо.
2) Теоретически возможно, с помощью сторонних фирм, что скажется на стоимости.
3) "Сейчас это проектируем, рассчитываем работу подвески, посмотрим, что получится. Вполне можно сделать."
4) Также, идея в стадии разработки
5) Также, идея в стадии разработки
6) Осуществимо без проблем
7) 1.5 стакан самый рациональный вариант
8) "Овальные трубы точно не можем на данный момент сделать. Что касается круглых – верхнюю трубу и задний треугольник можем сделать круглыми, для нижней же нет нужных размеров труб из сплава АМГ6, но есть из АМГ5 - он менее прочный, но если посчитать и усилить в нужных местах, будет нормально. Ещё один момент касается изгиба трубы в месте крепления аморта – на данный момент мы можем обеспечить либо резкий угол, либо сгиб сегментами(нам кажется это лучше), для плавного изгиба нужно обращаться в сторонние фирмы, что скажется на стоимости." В последствии, ситуация была разрешена лучшим образом - оказалось возможным использовать круглую трубу и согнуть её.
9) в-принципе осуществимо
10-11) "Внутренняя прокладка тросов и съёмные крепления – впринципе тоже можно, но на наш взгляд этот изыск нерационален. Лучше вариант с прикручивающимися креплениями – и сложностей с обслуживанием меньше, и в изготовлении проще". Однако мне хотелось добавить этот изыск, что и было сделано.
12) Осуществимо.
В дополнение к этому мне также хотелось видеть две плоские косынки, соединяющие подсидельную трубу с верхней, как у Nicolai, как и косынки у рулевого стакана.
вот так выглядел первый проект
Кареточный узел меня абсолютно не устраивал. Поэтому предпринимались попытки создания другого дизайна, много разных вариантов, но не в ущерб прочности. Общались мы фотографиями чертежей и зарисовок
По каждому пункту писались длинные комментарии и пояснения, рассматривалось очень много различных вариантов как дизайна, так и технических возможностей реализации задуманного. Много внимания было уделено проводке тросов/гидр (и здесь, забегая вперёд, скажу что вышел первый (и единственный) FAIL), тросы обязательно должны проходить у шарнира, и для безопасности было решено провести их по верхней части нижней трубы. Причём с переклюком проблем не возникает по понятным причинам, но также существует вариант прокладки гидры по внутренней части, но уже с прокачкой тормоза. На этом же этапе возникла идея использования сменных дропаутов с возможностью регулировки длины перьев (двухболтовое крепление, хотя рассматривались варианты и с тремя болтами). Начались расчёты прочности конструкции (в частности на сдвиг).
Далее, это стало выглядеть примерно так:
Для усиления нагруженной зоны у кареточного узла было добавлены две толстые косынки, но позже было решено добавить отверстие для визуального облегчения конструкции.
Далее, были выбраны параметры геометрии байка. Она была рассчитана как по своим собственным ощущениям (чуть увеличена длина верхней трубы), так и на основании анализа многих именитых эндуро-байков (проанализировано более 30 велосипедов)
Вот и первый демонстративный концепт KUVALDA тогда ещё просто №7.
Один из последних вариантов
С этой фотки началась история рождения Grimlock'а
Продолжение следует.