Предпосылок для этого было у меня две. Во-первых, мой старенький Скареб начал последнее время нещадно травить воздух. Манипуляция по заливке в воздушную камеру пары кубов трансмиссионного масла, чего обычно хватало примерно на полгода беспроблемной работы, никакого эффекта на этот раз не дала. И, во-вторых, давно хотелось мне на свой походный/грязевой/зимний байк заиметь пружинную вилку как более надежную и неприхотливую.
Обратив свой страждущий взор на доступные на рынке варианты пружинных вилок кантрийного толка, огорчился – выбирать-то собственно практически не из чего. При этом самая адекватная и легкая ванилла тянет на 1,9 кг, что, на мой взгляд, совсем не есть гуд. Гребаный маркетинг..
И тут воспаленный мозг находит решение: нужно мой старенький, но от этого не менее любимый Скареб превратить из воздушного в пружинный!
Для реализации данного проекта логичным образом понадобилась подходящая по размеру и жесткости пружина. Лежащее на поверхности решение – позаимствовать ее у младшего брата Скареба Акселя не прокатило. В Триале мне сообщили, что никаких сменных пружин они не возят, поиски на вторичном рынке тоже ничего не дали. Пружины от фокса или рокшокса, которые можно было бы найти, не подходили – не влезли бы в тоненькие ножки Скареба по диаметру.
Пошерстив интернет насчет подходящих вариантов ничего толком не обнаружил, за исключением сначала рассмешившего высказывания некоего украинского кулибина, что он де поменял в вилке штатную пружину на более мягкую от воздушной винтовки. Отсмеявшись, стал искать в этом направлении и с восторгом обнаружил, что пружина от ИЖ-38 идеально подходит по длине и диаметру и стоит при этом 50-60 рублей! Это вам не велокомпоненты покупать.. Насколько она подойдет по жесткости можно было выяснить только опытным путем и на следующий день пружинка была благополучно куплена.
Параллельно у товарища был отжат погибший экземпляр безымянной муляжной вилки, из которой были извлечены 2 несколько коротковатые, но подходящие по диаметру пружины. Задумка была следующая: если пружина от духовушки окажется слишком мягкой, сделать составную пружину из нее и муляжной или из обеих муляжных.
Таким образом, пружинами я был с лихвой обеспечен, и ничто не препятствовало постановке опыта.
Выковыряв пистон из воздушной камеры, нашел поломку: между пистоном и пробкой в ноге, ограничивающей его ход, обнаружилась лопнувшая посередине пружинка в 2-3 витка. По всей вероятности, при резком разжатии вилки пистон упирался в обломок пружины и перекашивался, в результате чего воздушная камера теряла давление.
С большим усилием выбил пробку с остатком пружины из ноги посредством молотка и куска подходящей трубы. Это был самый животрепещущий момент – так фигачил молотком, что волновался, как бы не деформировалась нога.
Разогнал ход вилки с 80 до 95 мм. Шток демпфера выдвигался с запасом, ход ограничивал шток в ноге с пружиной. На конце штока было 2 упора, на самом краю – для негативной пружины, а через 1,5 см для резинового отбойника, собственно ограничивающего ход. Спилил второй упор и сдвинул резиновый отбойник.
Пружина от Ижа, как и прогнозировалось, оказалась слишком мягкой. В результате вставил полторы пружины от муляжной вилки, соединив их вместе просто вкрутив одну в другую на пару см. Т.к. расстояние между витками оказалось чуть меньше диаметра проволоки, соединение получилось достаточно крепкое, чтобы не развалиться за первые пройденные 250-300 км. Посмотрим на дальнейшее поведение. Общую длину составной пружины сделал на пару см больше, чем надо, чтобы был запас по жесткости – отпилить никогда не поздно, а вот надставить третий кусок – явный перебор. На пружину натянул кусок резинового шланга, чтобы она не стучала в ноге. Вуаля!
Ну что сказать? Вилка работает, и работает прикольно. Жесткость пружины оказалась самый девке раз. В основном работает на 60-80%, пару-тройку раз за покатушку прожмакиваясь на полный ход. Сэг 15-17 мм. Ожидал, что вилка станет мега чувствительно есть мелочь – если качество обработки и возросло, то не существенно. Основное трение оказалось не в воздушном картридже, а демпфере. Скорость отскока немного увеличилась, скорректировал. Ощущения от работы не обычные. Сложно описать словами, но вилка стала как-то живее, более упругая что ли. Почувствовал, что в новой своей ипостаси она значительно лучше гармонирует с титановой рамой.
Да, про вес.. Выкинутые теперь ненужные внутренности потянули больше чем на 100 гр. Пружина около 250 гр. Теперь вес вилки с якорем – 1670 гр. По-моему, не плохо.
Я доволен!