Никогда не катал зимой на веле, разве что подростком на каникулах, под новый год, гонял с приятелями по льду и тропкам. Но назвать полноценным катанием это нельзя и все было около дома в деревне. Замерз, пошел домой, сел у печки и оттаял))))
Началось с того, что перевез производство поближе к дому. На авто\мото стало ездить неудобно. В гараж дольше ставить чем ехать...пешком грязно и не люблю ходить. Рядом стройка. В итоге решил попробовать всю зиму проездить на работу ежедневно на веле, причем при любой погоде. Для чего был приобретен фэт, в надежде что он поможет ездить по сугробам. Но поскольку был большой перерыв в катании и в мягком авто я здорово потолстел, ослаб, то фэт купил с электромоторами на случай если ногами не справлюсь со снегом и горками, которые у нас в изобилии около дома.
Катать начал еще осенью максимально интенсивно, что бы размять ноги и сбросить вес, ибо на видюшках, даже на фэте, даже спортсмены едут мягко говоря не очень...не хватает им сил для перемалывания снега. Попутно стал закупаться всем необходимым экипом по советам бывалых. Сразу отмечу, что специализированная одежда не слишком помогла. Это скорее все для спортсменов, но не для ежедневки....Да, на воскресных покатушках она помогла, но в итоге выручала следующая комбинация(начну сверху):
- Шлем фулфейс летний. Дуга, которая мешает летом, сильно помогла зимой. Лицу намного теплее. То что шлем летний помогло голове не потеть. Правда пришлось купить нашлемник-дождеик на случай сильного дождя при температуре около нуля.
- что бы на морозе и при ветре не слезились глаза, на шлем сделал прозрачный визор который весь дырявый и не полностью перекрывает зазор для эффективной вентиляции... это полностью решило проблему запотевания, в очках и маске ездить по горкам не смог, запотевание мгновенное и полное. Визоров было несколько под разную погоду.
- Под шлем идеальна оказалась комбинация капюшона толстовки + балаклава. С дырявым шлемом и тепло было и голова не потела практически никогда.
- Очень помогла борода)))) Как раз отпустил под зиму 10-15мм. Она закрыла горло и ветер был не страшен. Это важно, потому как ворот куртки порой приходилось расстегивать для вентиляции. Борода в этом случае спасала.
Теперь по куртке и брюкам....купил несколько комплектов, в том числе и велосипедную, но в итоге катал чаще в универсальной дышащей одежде для путеществий.
- на тело все же одевал велосипедную форму...с памперсом(на карбо седле)
- на ноги термобелье обтягивающее
- сверху более свободные ветровку и брюки все они с возможностью что то отстегивать для вентиляции.
- в качестве утепления пользовал дышащие толстовки разной толщины. К концу зимы их было у меня уже 4 шт(с капюшоном и без). Для ног - сделанные из старого термобелья наколенники и защита голени.
Обувь. Поскольку я езжу на топталках, то просто перепробовал все что есть, от теплых кроссовок, до охотничьих сапог. В итоге почти всю зиму прокатал в обычных кожаных зимних сапогах с плоской подошвой и узким голенищем. Они зашли лучше всего. Они особенно хорошо защищали при переезде брода, когда вода неизбежно попадает на обувь.
- внутри заменил стельку на дышащую массажную.
- переднюю часть сапог обильно смазывал влагозащитными составами. За 20-30км по мокрому снегу, даже непромокаемая обувь почему то промокала без обработки)))) Даже после пропитки промокала. Только толстый слой спас.
- подобрал несколько носков под разную температуру и всегда возил с собой сухую пару! Если ноги промокли, замерзаешь моментально весь. Носки сменил - сразу воскрес...
Носки выбирал по принципу - главное отвести влагу от ног. Все остальное решаемо их заменой))))
Перчатки...тут опять все нестандартно получилось. Велосипедные показали себя не с лучшей стороны. Промокали.
В итоге остановился на комбинации нескольких перчаток универсальных спортивно туристических и всегда запасная пара с собой на смену.
В итоге зиму пережил без особых проблем. Самое неприятное что было - дальняя поездка при 100% влажности при околонулевой температуре...изморось, метель, ледяной дождь. Промок я тогда весь...снаружи льет, изнутри, при езде против сильного ветра, потеешь дико....отводить воду от тела просто некуда и все эти чудо материалы перестают работать полностью и ты резко начинаешь замерзать через какое то время, когда вечереет и температура начинает понижаться. Так что надейся на современные технологии, но всегда вози с собой что то тупо теплое...
В минусе:
-пара сапог. Вся подошва развалилась от шипов поскольку приходилось много педалировать стоя с максимальной интенсивностью. Пока ездил по трассе побил мыски об калмышки. От ежедневных намоканий и сушек на батарее кожа пострадала. Велообувь живет дольше конечно, но мне удобнее сезон относить и выбросить, чем в драных рваных вело ездить годами и хранить все лето.
- от частых падении(в основном при тренировках на ледяной трассе) пострадали брюки, хотя материал тонкий но очень прочный. Но для трасс нужны более толстые и прочные брюки нежели вело. Буду смотреть на мото экип.
- от ежедневных стирок термобелье начинает рваться...Возможно жена не угадала с программой стирки)))) Еще ушло в помойку 2пары носков.
В целом потери есть, но финансово не обременительно если не гнаться за чем то понтовом. Причем туристический экип порой более интересен чем вело.
Некоторые хитрости.
От переохлаждения поясницы и болей в спине хорошо помогала широкая поясная сумка и велорюкзак. Рюкзак защищает спину сверху, сумка снизу(единственное место которое никогда не промокало доки, деньги не страдали). Они еще и в достаточно широких пределах регулируют температуру тела сзади. Особенно при мокром снеге и дожде при околонулевой температуре. Разумеется нужен багажник, что бы можно было снять рюкзак если выглянуло солнышко и стало жарко.
2 пары рогов на руле(одни на торце, другие максимально близко к центру вела помогают сильно менять позу и регулировать обтекание холодного воздуха вокруг тела. Берешся за торцевые ручки и ветром моментально продувается расставленные руки и тело. Взялся за центральные рога, руки прижались к телу, ветер обтекает снаружи и становится намного теплее. В итоге такой терморегулировки не позволяешь потеть и соответственно не замерзаешь потом даже если одежда очень легкая. Фактически после установки 2х пар рогов получилось отказаться от теплой куртки.
Много споров по седлу идет...что теплее, широкое мягкое седло или узкое тонкое. Скажу так свое ИМХО...после установки тонкого карбоседла с прослойкой кожи, при использовании памперса, я впервые перестал думать о замерзании пятой точки. Даже если вел долго стоит на морозе, даже если идет мокрый снег. Седло не холодное в отличии от мягких, которые могут и влагой насытится и промерзнуть. Не говоря уже о гелиевом, когда оно от тела буквально высасывает тепло.
Совместно с рогами сильно помогают сумки на руле и раме, предотвращающие задувание ледяного ветра прямо в пах и живот. Если перед этими областями что то берет на себя нарушение плотного потока воздуха и завихряет его, то становится заметно теплее. Помогает и баулы сзади. В итоге в сложной обстановке, я распластанный по багажнику тюк с вещами, ставил вертикально и это помогало обтекаемости и сохранению тепла.
Из старых варежек можно сделать ветрозащиту для рук. Отрежьте материал с ладошек варежек и пальцев, оставьте только верх и бока. И какие то части что бы закрепить поверх велоперчаток или пришейте липучки для крепления. Тогда ни какой мокрый снег или сильный ветер не отморозит вам пальцы и сами руки не будут потеть внутри поскольку можно будет пользовать более тонкие и дыщащие перчатки, а не глухие непромокаемые, в которых потеешь изнутри.
Обязательно надо ставить щитки на переднее колесо что бы на ботинки попадало минимум снега и влаги из под колес. Второй момент - спина. Даже если на грязь вам пофиг, в любом случае надо защитить спину от намокания. И третье...крыло сзади надо расширить в зоне между подседелом и багажником что бы вода и снег не попадали на ногу и ботинок сзади. Разумеется надо полностью исключить попадание влаги\снега внутрь ботинка.