самое главное это то, что понятие "универсального" байка очень расплывчато, и существование такого байка мне не известо). Человек, он и только он единственная движущая сила еще и этим затруднено создание такого байка:
для более экстрималного катания нужен более прочный --> более тяжелый байк --> байк с определенной геометрией, чтобы можно было его выдергивать, прыгать на нем, управлять всем его весом... а это все в свою очередь сказывается на скоростных (ускорение, скорость, поддерживаемая на прямой) и марафонских качествах (т.е. грубо говоря на расстоянии, которое можно проехать в седле за день) худшим образом. Очень грубо можно разделить байки на два класса (не считаю городские, гибриды и т.д.): КК и экстрим байки (дерт, стрит, фрирайд... даунхил и др узкоспециализированные не рассматриваю) и от каждой стороны существует такая нечетко определенная группа байков для того,чтобы закрыть пропасть между классами. Например, AXC (агрессив. КК) и трейл с одной стороны, лайт фрирайд с другой стороны... Соответственно они не обладают лучшим набором качеств, но максимально совмещают в себе все возможное. Для начала нужно определиться с этими классами (что лучше подходит), не определились - тогда посмотреть чего будет больше и определиться с какой стороны группа предпочтительнее.

Вот: Аваланч, Дурэнго, Хардрок, Мариг Бобкэттрейл, Марин Нортсайдтрейл/В-17 ... - как бы некие "гибриды" в разной степени от КК, относятся к AXC трейл-байкам.
А эти: Скотт Волтидж, Харо Эскейп, Автор А-ганг, Гари Фишер Opie/Bitter/Mullet... - такие лайт-фрирайдные модели.

В итоге два варианта:
1. покупаем байк для агрессивного КК (можно даже чуть меньшей ростовки) и можем поучиться некоторым легким фишкам и при этом использовать байк для покатушек, походов, просто для КК
2. купить байк для легкого фрирайда и можно поучиться попрыгать, более тяжелым фишкам (геометрия рамы способствувет) при этом байк также можно использовать для просто покатушек, но для КК, длительных походов тяжел (геометрия не способствует)

Вот примерно так. Надеюсь станет более понятно, а веломаньяков попрошу не придераться иначе будет вечная тема для споров.

Про Штарки очень подробно может рассказать N-roman. Про шутер тема недавно обсуждалась в "выбираем байк". От себя:

Шутер 3 - это наиболее оптимальный и дешевый байк на этой раме, если и брать, то 3 или 4. Рама прочна, геометрия вполне подойдет для прыжков. Вкручивать на нем по асфальту будет затруднительно особенно на длительных дистанциях. Можно поспрашивать на Дерт.ру там этот байк довольно распространен.

Харо Эскейп: навеска не самая прочная, средние пыжки не выдержит, но геометрия вполне позволяет чему-нить научиться. Эскейп менее "экстримален", чем Шутер, но оптимально подобранная ростовка позволит легче и дольше вкручивать по асфальту. В отличие от Шутера более подойдет для легкого фрирайда (Шутер вполне может подойти для дерта).

Здесь можно прочитать про некоторые байки.