Все о ней говорят...
Если в поиск по форуму ввести "торсионная жесткость", то он выдаст как минимум три страницы с ссылками на темы, где она упоминается.
Предлагаю всё-таки внести ясность в вопрос о том, что же это такое и кому оно надо, а кому - нет.
В одной из горячих в последнее время тем были высказаны достаточно грамотные (но иногда и противоречивые) мысли на этот счет, приведенные ниже в виде цитат:
<div class='quotetop'>Цитата(IM @ 20.01.2009 22:31) <{POST_SNAPBACK}></div><div class='quotetop'>Цитата(Dolph @ 20.01.2009 23:02) <{POST_SNAPBACK}></div><div class='quotetop'>Цитата(Grade86 @ 20.01.2009 23:53) <{POST_SNAPBACK}></div><div class='quotetop'>Цитата(Buba2 @ 20.01.2009 23:55) <{POST_SNAPBACK}></div><div class='quotetop'>Цитата(N-roman @ 21.01.2009 01:51) <{POST_SNAPBACK}></div><div class='quotetop'>Цитата(Buba2 @ 21.01.2009 15:32) <{POST_SNAPBACK}></div>Я не зря задал в той теме свой вопрос, т.к. кое-какие мысли на сей счет имеются, а теперь они пришли в некое согласие между собой.
Чем и спешу поделиться (точка зрения автора не является истиной в последней инстанции, может быть подвергнута критике в разумной форме и меняться с течением времени):
Что такой торсионная жесткость?
Торсионная жесткость (ТЖ) - жесткость изделия на кручение.
Если брать аналогию с автомобилей, то может быть измерена в Нм/град.
Но с автомобилями как-то по-проще будет, т.к. там измеряют жесткость кузова на кручение, закрепляя оный на специальном стенде.
Т.е. автопроизводители дают информацию только по кузову, без учета подвесок.
Нам, велосипедистам, в этом плане не повезло, т.к. всех интересует именно байк, так сказать, в сборе, т.к. усилия велосипедиста передаются на руль, педали и седло и в итоге распределяются между передним и задним колесом.
И если с вилками, как отметил выше Dolph, все более-менее просто, то, говоря о ТЖ подвесной рамы, нас должен интересовать не только сам задний треугольник (его конструкция и способ крепления к раме - т.е. система подвески), но и передний тоже, вплоть до рулевого стакана.
На мой взгляд, очевидно: чем больше размер рамы (при прочих равных условиях), тем ТЖ переднего треугольника ниже.
Как её измерить?
Чтобы получить какие-то циферки - никак. Нет, может быть когда-нибудь кто-нибудь заморочится и соберет стенд, чтобы можно было...
Но зато многие не раз наблюдали, как какой-нибудь здоровый дядька с задумчивым видом подходит к их байку, упирается ногой в каретку и начинает гнуть хвост. В зависимости от достигнутых результатов хмыкает довольно (это значит, что у его байка ТЖ круче) либо с уважением качает головой.
Что это дает?
И какое усилие может приложить "здоровый дядька"?
Среднестатистический человек без специальной подготовки без особых проблем для здоровья, довольно-таки сильно напрягшись, может поднять с пола на вытянутых вниз руках (так называемая становая тяга) ну, скажем, 70 кг. Подготовленный - 100. Очень подготовленный - 150. Совсем "здоровый" - за 200, но такие на велосипедах почти не катаются.
Но что нам скажет усилие в 50 кг, приложенное к "хвосту" байка о том, как он поведет себя под человеком весом в 100 кг???
Ровным счетом ничего, так что предлагаю определить этот народный способ измерения ТЖ в качестве "сравнительного" со своими собственными эталонами, т.к. он дает возможность лишь сравнить один байк с "испытанными" таким образом ранее.
При этом, озвучивая результаты испытаний, неплохо бы обращать внимание на размер рамы.
Зачем и кому она нужна? (самый интересный вопрос)
Если спокойно кататься по паркам и ездить в ПВД, то сильно много ее не надо.
Вполне достаточно простой подвески на свингарме Гирвина (потому как обычный свингарм... ну совсем плохо)
В полной мере высокая ТЖ должна проявить себя при езде в предельных режимах, желательно по некрупным камням и прочим неровностям.
По прямой:
Будучи в Праге, заехали с Archer'ом и Caballero на один холм, с которого вся Прага как на ладони - хоть картины пиши и панорамы снимай...
А вела на тот холм очень интересная тропинка:
[attachment=18579:5754.jpg]
Интересная тем, что сама она песчаная, но в ней торчит много небольших камней, достаточно гладких; таких, что покрышка с них норовит соскользнуть...
И если с передним колесом никаких проблем не было, то заднее вполне ощутимо гуляло из строны в сторону.
Столкнувшись с таким впервые, я решил уж было, что проколол его
В поворотах:
Временами возникает впечатление, что невысокая ТЖ на ровной подмосковной тропинке даже помогает пройти поворот, т.к. заднее колесо получается подруливающим
Но это - если не выходить "на грань", когда ситуация может выйти из-под контроля даже от небольшой неровности. Если загрузить байк в повороте, но при этом не "доложить" его в поворот, чтобы центробежная сила как можно больше совпадала с вертикальной продольной плоскостью байка (т.е., говоря нормальным языком, поворот не профилированный), то неизбежно возникнет крутящий момент, изгибающий раму.
Рама, конечно же, поддастся высшим силам природы и изогнётся. Если она изогнется сильно (т.е. когда ТЖ невысокая), то, теоретически, на покрышку в пятне контакта должна действовать дополнительная, поперечная колесу, сила, пытающаяся разогнуть раму обратно.
Практически, в данном примере, это может выразиться в том, что рама будет пружинить в поперечном направлении и заднее колесо будет "срывать" и "переставлять" вбок.
Резюм:
ТЖ рамы является одним из факторов, влияющих на субъективное восприятие байка.
Другим фактором здесь будут покрышки и давление в них (ТЖ колеса, думаю, в расчет брать не нужно, т.к. оно в любом случае жестче рамы).
А еще - вес байкера. Чем больше, тем больше хвост будет гулять. А чем меньше - тем больше повезло,т.к. даже не самые жесткие рамы будут восприниматься более жесткими.
Так что, одна и та же рама для легкого байкера будет жесткой, а для тяжелого - "пластилиновой".
И если на вопрос "какая жощще?" еще как-то можно ответить, хотя бы сравнительно, то вопрос "а надо ли?" попадает в разряд "религиозных"...