Турция 2023. Чайджума - Зонгулдак - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Герой асфальта

Турция 2023. Чайджума - Зонгулдак

Оценить эту запись
День 2-й. Пробег 77 км.

Автобус привез меня в Чайджуму между 7 и 8 часами утра. Я думал, что сейчас все зачехлю и зачехлюсь сам, но дождь утром стал кончаться, и когда я отправился, был только сырой асфальт.

Проезжая мимо какой-то фермы, я увидел надпись на коровнике Ziraat Bankası и рассмеялся. А надпись была как настоящая, с логотипом этого банка. Шутник же этот фермер. Если бы русский фермер написал на своем коровнике "Россельхозбанк". Слово Ziraat Bankası означает "сельскохозяйственный банк".
От Чайджумы оставалось чуть меньше 20 км до Черного моря и до первой достопримечательности - крепости Филиос. По железной дороге в Зонгулдак промчался поезд из двух вагонов похожий на наш рельсовый автобус РА-3 "Орлан". Только цвет у него белый. Железные дороги в Турции редкость, это не то, что в России. Там идет одна большая ветка от Болгарии до Ирана через Стамбул и Анкару. А от нее отходят еще три ветки - в Памукале, Зонгулдак и Адану с Мерсином. Железнодорожный транспорт в Турции не основной, основные перевозки осуществляют автомобильным транспортом. Ширина колеи европейская - 1435 мм против 1520 мм в России. Ветка на Зонгулдак активно используется для перевозки полезных ископаемых - угля и железа, добываемых в данном регионе. А пассажиров перевозит только один пригородный поезд Зонгулдак - Карабюк. В Карабюке же можно пересесть на поезд экспресс до Анкары.
Еще несколько километров по долине реки Yenince, небольшой подъем, и я въезжаю в деревню Филиос, а сразу за въездом поворот на крепость Филиос. (тур. Filyos).
Люди здесь жили с 7 века до н.э., и называлось это место Тиос, потом уже турки его стали называть Филиос. Современный город Филиос построен на более низком месте у моря западнее древней крепости. Здесь есть следы всех проживавших в этом месте цивилизаций - греческой, римской, византийской. Крепость была построена римлянами после того, как они захватили этот город у греков (после 70 г до н.э.) Долго крепость была никому не нужной заброшкой, но в 2003 году министерство культуры всерьез занялось ее восстановлением и превратило в туристический объект. Забравшись на гору, я приставил велосипед к стене и пошел внутрь. Вход в крепость свободный.

Остатки внутренних строений можно рассмотреть, но нельзя по ним походить, они отгорожены.

А можно с высоты горы полюбоваться видом на Черное море и пляж Филиос. Такие песчаные пляжи на Черноморском побережье Турции редкость.

Есть там небольшая коллекция амфор, жерновов для выжимки оливкового масла и прочих изделий античных цивилизаций.

Судя по описаниям, есть там и амфитеатр, но поскольку для посещения открыта лишь небольшая часть, я ничего подобного там не увидел.
Выехав из крепости, я стал проезжать сам город и завернул на центральную улицу. Хорошо ее отделали плиткой.

По вывеске с надписью Kasap находится мясной ресторан, но я хотел попить кофе с турецкой сладостью и нашел Pastane. Выпил кофе с кадайифом и поехал дальше. Проехав город, я оказался на диком песчаном пляже и не удержался от желания искупаться. Купался как обычно три раза. Вода оказалась еще довольно теплой, несмотря на конец сентября. Давно я не видел море. Это было единственное купание на Черном море, в Средиземном я искупаюсь в конце поездки.
Дальше дорога пошла круто вверх на прибрежные скалы. Красивые виды с обрывов.

Везде, где скалы подходят к воде, дорога трудная для велосипедиста. Это бесконечные горы и серпантины с уклонами до 10%. А между этими утесами виден кусок железной дороги в Зонгулдак от туннеля к туннелю.

На большинстве подъемов скорость падает до 7, а то и 6 км/ч. На одном из перевалов я настолько перегрелся на солнце, что пошел пешком. Этот подъем под 8% тянулся более 5 км. Раньше я ездил по этому участку и ни разу не переходил на пешку, но в этот раз у меня были велоштаны весом 14 кг. Раньше я брал с собой только сменную одежду и ночевал исключительно в гостиницах. Все-таки старый гостиничный стиль более подходит для горной страны. Тащить с собой палатку, спальник и осенние теплые вещи по горам слишком тяжело. Это по русской равнине велосипед идет легко и быстро с любым весом.
Недалеко от Зонгулдака находится то ли город, то ли поселок Чаталагзы. Самое примечательное место - часовая башня рядом с жд вокзалом.

Здесь я согласно плану должен был найти магазин "рыбалка и охота" и купить баллон с кемпинг-газом как сопутствующий товар. Но товары для кемпинга у них отсутствовали, и мне посоветовали зайти в магазин Aygaz. Я был на сайте магазина Aygaz, но понял, что там продают только крупные баллоны для кухни, не менее 10 кг. Но нет, маленький резьбовой баллон для кемпинга у них тоже оказался в наличии. Мне его хватило ровно до конца поездки.
За Чаталагзи снова последовал крутой потогонный подъем, а за ним такой же головокружительный спуск. Я въехал на восточную окраину Зонгулдака. Этот памятник - первый признак города шахтеров.

Между пятиэтажек хорошо вписалась мечеть.

Здесь я решил пообедать, нашел ближайший Kasap и заказал köfte с рисом. Köfte - это котлета. Котлет в порции, как правило, много, и к ним еще прилагается салат, иногда и соленья. На гарнир можно отдельно взять рис или наесться хлеба.
Дальше дорога какое-то время шла вдоль берега, а затем нырнула в тоннель, ведущий к центру города.

Там конечно не все сплошной тоннель. Тоннели чередовались с низкими участками местности, но город стоит на таких крутых горах, что если ехать верхом, потратишь много сил и времени.
Выехав из тоннеля, я сразу свернул на улицу, ведущую к музею шахтерского дела (Maden müzesi). Зонгулдакский угольный бассейн - единственное месторождение каменного угля в Турции, здесь же добывают и железную руду. В городе Эрегли, за 50 км от Зонгулдака на Черном море действует металлургический комбинат. Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основной доход в экономике региона.
Музей располагается вот в таком вот здании.

Рядом во дворе всякие агрегаты.

С персоналом я говорил на чистом турецком, но не на все хватило моего уровня знания. Первым делом меня направили на просмотр фильма об истории угольной промышленности с английскими субтитрами. Там я большую часть понимал. Я это все и раньше читал, как в 19 веке - веке угля и пара, турецкое месторождение осваивали английские, французские и другие западные компании, строились шахты, шла торговля, много людей вовлекалось в работу, а город рос. Во время войны все это конечно пришло в упадок, а после победы и провозглашения республики Ататюрк все это хозяйство национализировал и объявил, что Зонгулдак является такой же ценной провинцией, как и богатства недр ее земли. С тех пор начались инвестиции, строительство металлургических заводов в Эрегли и Карабюке, завода огнеупорного кирпича в Филиосе. Построили железную дорогу, аэропорт, и развитую автодорожную сеть. А город стал расти и обрастать социальной инфраструктурой. Шахтеры, живущие в самом городе, работают постоянно, жители же деревень региона работают вахтовым методом, приезжая на месяц.
В помещениях музея я простые названия читал на турецком, а описания все же читал на английском.
Вот этот экспонат прекрасно иллюстрирует то, о чем думает шахтер в забое - чтоб жена дома накормила.

Вскоре всех позвали на экскурсию в учебную шахту, собрали в вестибюле и выдали всем каски. Ну вот, четыре месяца назад я спускался в гипсовую шахту в Арзамасе, а теперь спускаюсь в угольную шахту в другой стране. Экскурсовод представился и сказал, что сейчас на лифте будет спускаться на глубину 20 метров.

Еще он уже внизу спросил, есть ли приезжие из других регионов. Я оказался единственным гостем из России. На этом мои познания турецкого языка закончились. Дальше я из его скороговорки практически ничего не понимал. Стены шахты отделаны какими-то бревнами для защиты от обвалов.

По полу идут рельсы для вагонеток.

А это то место, где добывают уголь.

В таких вагонетках его возят.

А этот силовой агрегат приводит их в движение.

После экскурсии по шахте я вернулся в музейный зал. На втором этаже куча оборудования, включая геодезические и световые приборы.

Макет надземного строения.

А также фигуры работающих горняков.

Во дворе музея есть еще большая мемориальная доска с именами шахтеров, погибших в происшествиях на производстве. Она очень большая, включает все годы, начиная с начала прошлого века. Есть и список погибших за прошлый год, их не один десяток имен и фамилий.

Перевод: Памятник погибшим шахтерам Зонгулдакского угольного бассейна. В память о тех, чья жизнь оборвалась в результате происшествий на рабочем месте.

Такое впечатление, что это не мирная профессия, а воинская служба в горячей точке. Недаром шахтерам поставили столько памятников в городе. Тут мне на фонарь сел большей такой кузнечик и совсем как человечек.

Следующее место - это городская набережная и тоннель. Это место на набережной - пирс старого порта, с которого отгружали уголь в другие регионы страны и за рубеж, когда западные инвесторы осваивали это месторождение. Расшифровка надписи TTK, насколько мне память не изменяет: Türkiye Taşkömür Kurumu - каменноугольная компания Турции.

Другое интересное место, расположенное здесь же, это туннель Варгеле. Надо было пройти немного на восток и влезть вот в этот пролом в скале.

Затем надо пройти еще немного мимо прибрежных утесов, и мы о туннеля. Его строили для транспортировки угля к порту, но он уже 75 лет используется как городская достопримечательность. По нему можно пройтись пешком.

Его длина 400 метров, и выходит он к теннисному корту. Пройдясь по нему туда и обратно, я вернулся к велосипеду и стал искать, где поужинать, нашел кафе на набережной. Заказал себе что-то похожее на маленькую шаурму и картошку к ней. К этому еще дали разных солений. Но пока я это ел, начался такой ливень с грозой, что я ждал еще час, когда он кончится. Потом я приехал в гостиницу Onka и был приятно удивлен ценой. А думал, что выйдет 3000 рублей в сутки, но вышло вдвое меньше. 600 лир за ночь. Я остался на две ночи. Велосипед разрешили оставить у дивана прямо перед ресепшн. Я говорю, это точно лучшее для него место - нет все нормально. На другой день его все-таки переместили в техническое помещение. Администратор был впечатлен моим знанием турецкого языка. Я попросил постирать одежду - это стоило еще 200 лир, но быстро высушить не обещали из-за загруженности. Ничего, я не торопился, пусть завтра сохнет.
Так как я не спал ночь, и перед этим еще и рано вылетал, меня быстро потянуло в сон, и я восстановил это все за ночь.

Обновлено 18.01.2024 в 14:33 Герой асфальта

Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Заметка , ‎ Отчёт

Комментарии

  1. Аватар для Небесный
    Это богомол, а не кузнечик