Испытано на себе -- докладываю:
Кассета ZTTO 11-42T (кажется, вот такая:
https://aliexpress.ru/i/32839032467.html, но покупал не там) и переключатель SRAM X5 совместились друг с другом без каких-либо проблем. Удлинитель петуха не потребовался. Даже перенастраивать заново ничего не пришлось -- прикрутил новую кассету (до этого стояла 12-36T), сел и поехал. Опробовал в полевых условиях (два мини-ПВД, пробег ~160км, полный диапазон от рыхлого снега до шоссе и от плоскача до 25-процентных подъемов). Работает нормально, переключается четко.
Мотивация:
В нестандартной конфигурации: зимняя резина 4.9" (вообще-то, oversized для данной рамы), трансмиссия была 2x9, (22-36T)/(12-36T), с "неправильной" кареткой (вал нестандартной длины) -- потребовался ремонт, замена каретки. Со стандартной же кареткой пришлось оставить только 1 ведущую звезду (поскольку более узкую покрышку ставить не захотел). Возникла необходимость расширить (восстановить) диапазон передаточных чисел до хоть сколько-нибудь приемлемого.
Получилось 1x9, 28/(11-42T).
Первыми пробными выездами, в общем и целом, доволен.
Выглядит так:

Ну, разве что цепь теперь кажется чуть коротковата... Кстати, вопрос к более опытным коллегам: цепь сейчас стандартной "заводской" длины, 116 линков, подскажите, стоит ли возиться надставлять (и сколько -- 2 звена? или сразу 4? запасные звенья под рукой есть, приклепать не проблема) или пусть так работает?
На работу кассеты и переключателя нареканий нет. Но из-за особенностей комбинации "рама+покрышка" (OLD 170мм + 4.9") трансмиссия все же не идеальна, проблема в чейнлайне. На минимальной передаче перекос цепи при заходе на ведущую звезду близок к критическому, еще чуть-чуть -- и цепь начнет самопроизвольно сбрасываться. Посему зазор между цепью и покрышкой пришлось сделать совсем на грани допустимого. Возможно, придется ставить 26T, у нее еще есть некоторый запас. Пока продолжаю наблюдать...
P.S.: Из любопытства примерил это же колесо к другому байку (почти близнецу моего), там Shimano Deore RD-M592-SGS Shadow, тоже с кассетой на 9 скоростей.
Вот для него 42T оказалось слишком много: до 2-й звезды (36T) добирается без проблем (естественно: там и так 12-36T стоит штатно), а на первую уже не закидывается -- упирается в ее боковую поверхность.