Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от m4100 Посмотреть сообщение
    крутится очень туго
    Крайне слабое влияние втулки на трение качения колеса в условиях эксплуатации.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Большой разницы нету, оказывается, с позиции матрасного катания, на чем кататься.
    Главное, колёса велосипеда быть должны действенными, иначе далеко не уехать, не хватит энергии работу сил трения качения преодолевать.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от m4100 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Matrosskin Посмотреть сообщение
    потеря там 5-10% выдаваемой мощности из-за неоптимальных компонентов
    Как можно "потерять 10%" даже на насыпной каретке, стальных шатунах и трещотке??
    Подавляющие потери энергии, касательно самого велосипеда, происходят в системе "колесо- дорога" за счёт работы сил трения качения.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от humpty Посмотреть сообщение
    ещё больше обратно шоссейник захотелось
    На ровной твёрдой поверхности меньшее трение качения шоссейных колёс.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kaarel Посмотреть сообщение
    Что-то мне кажется, что обувь и педали меньше влияют на энергозатраты, чем выбор резины при прочих равных.
    Думаю, даже топталки и шоссейные контакты не настолько будут отличаться, как грязевая резина и узкие слики (сознательно беру крайности).
    Не стоит забывать об ободьях, в контексте зависимости от их внутренних глубины, ширины трения качения колёс: Влияние формы обода колеса на ходовые качества велосипеда, https://forum.velomania.ru/entry.php?b=10877.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    хорошими ходовыми характеристиками
    Установить нормальные колёса, с малым трением качения.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Limonad40 Посмотреть сообщение
    Но подозреваю что в стоке стоят колеса и покрышки самые простые, с которых можно будет минимум по 0.5кг. с каждого скинуть.
    Важно снизить трение качения колёс в преимущественных условиях эксплуатации.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    Исправные подшипники крутятся одинаково легко, не зависимо от конструкции конуса или промы.
    Ходовые качества велосипеда определяются в первую очередь трением качения в системе "колесо- дорога", влияние втулок не столь велико.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    естественно по мокрому грунту лучше те у кого протектор выше
    На асфальте меньший коэффициент трения качения будет у колеса с узкой сликовой шиной.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    шину с вкладышем
    Снижение высоты воздуха в шине содействует уменьшению трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    На быстрых колесах - с медленной резиной которые - установлен лайнер - типа ранфлэта, кто не в курсе. Не то, чтобы сильно хотел, но установили в качестве экскремента , так они и эксплуатируются. Вес 60 грамм за пару, так что непринципиально. Быстрее колеса, естественно, не стали (привет ИИ праневичу и адептам заложенных канавок и воздушных пружин), но зато подразуевалась некая дополнительная безопасность при порезе.
    Получается путём закладывания ободьев вставками создавать действенные колёса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Когда-то на моём дорожном Аисте ободья 622-25 были заложены ободной лентой толщиной 2,5 мм, что сокращало объём и высоту воздуха в шинах 40-622, заметно способствуя увеличению их жёсткости и уменьшению трения качения колёс.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019&page=3
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Собрался уже такси вызывать, и вот тут понимаю, что как раз ведь потому не беру запасное с собой, что у меня- ранфлат. Так вот, коллеги, доехал я эти 15 оставшихся с лыбой на моем загорелом лице. Потому что едется совершенно спокойно, по ощущениями, скажем, 40 пси против привычных 60. То есть, стало помягче , но не сильно медленнее. На управлении вообще не сказывается, но это понятно - не передняя. Никакой жижи никуда не брызгало , так, немного вылилось. Отмечу, что в шину с вкладышем сильно много и не залить - думаю, макс миллилитров 30.
    а теперь о неприятном. самостоятельно без специальных щипцов и набора специальных рычажков снять шину практически невозможно. То есть придется ехать в мастерскую. "Вы спиральки ставите, вы их и снимаете". Это большой серьезный минус.
    Жёстче колёса на шинах с вкладками, намного.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Наличие вставки в пневмошине сокращает длину воздушных пружин, что повышает их жёсткость.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    На быстрых колесах - с медленной резиной которые - установлен лайнер
    Коэффициент трения качения определяется для конкретных колеса с шиной, не их самих по себе.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Быстрее колеса, естественно, не стали
    Значения коэффициента трения качения колёс до и после закладывания их ободьев какие?
    Рассчитать можно коэффициент трения качения колеса по формуле, https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Покрышки ещё правильные поставить и всё идеально будет.
    Заложить ободья не помешало бы, трение качения колёс снизится.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от domyos218 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от kluff Посмотреть сообщение
    Как первые осчусчения, есть вау эффект +10 к средке?
    Вау эффекта не ощутил.
    Подобно тому, что немалая внутренняя глубина ободьев.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Без чисел сложно сравнивать трение качения колёс, делать выводы о том, на каких велосипед движется быстрее или медленнее при той же мощности силы тяги.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Иногда кажется трение качения колёс одинаковым, но на длинных дистанциях однозначно выясняется, по усталости велосипедиста, что это не так.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от polarpolaroid Посмотреть сообщение
    такая она зараза мягкая, что стачивается прям за поездку различимо
    Немалые деформации, со скольжением, шины при качении колеса.