Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    на плоскаче именно в скорости у узких перевес
    Тратится меньше энергии на деформации, той же по величине силой, пневмошины поуже из-за её большей жёсткости. 
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    Если никуда не торопится, качество хода и держак, конечно, у жира заметно пижже.
    Под ходовыми качествами велосипеда в первую очередь подразумевается трение качения его колёс.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Таким образом, для уменьшения работы диссипативных сил сопротивления качению необходимо использовать обода, способствующие уменьшению объёма и высоты воздуха в камере; велосипед при этом будет более жёстким (как будто бы давление воздуха в шинах больше) и лучше катить по ровной дороге.
    Влияние формы обода колеса на ходовые качества велосипеда
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=10877
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    В случае с плюсом для дзена Надо просто смириться с весом и что не полетят, как узота, и брать чугуниевый объемный жир.
    Для худших условий, бездорожья, применять надо шире шины, иначе уже.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    а вот из 2и8 и 3и0 ( порядка 670 и 710 гр) однозначно катят лучше 3и0, так как кнобы у них сильно менее злые.
    Так речь была о одинаковых шинах с лишь разной толщиной, а тут еще и кнобы разные?
    Утолщённая центральная часть шины, да ещё и уменьшенной площадью соприкосновения с дорогой, содействует снижению жёсткости, повышению коэффициента трения качения колеса.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    говоря о ширине, диаметр в названии темы не упоминается
    Жёстче, при иных схожих условиях, будет пневматическая шина меньшего объёма.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Жёсткость также уменьшается за счёт увеличения объёма воздуха; при изотермическом процессе увеличение давления в какое- то число раз ведёт к уменшению объёма в такое же число раз, при большем объёме абсолютная величина уменьшения будет больше, как и величина деформации. Работа деформации, а следовательно, и сил сопротивления качению будет больше, так как пропорциональна коэффициенту упругости (жёсткости) и квадрату величины деформации.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=10877
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Высота протектора разная?
    Уменьшение толщины части шины, с дорогой соприкасающейся, ведёт к повышению её жёсткости.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    осязаемая разница в накате
    На коэффициент трения качения колеса влияет жёсткость шины в накачанном состоянии.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    28мм наверно влезет для чуть более комфорта?
    Судя по спекам и отзывам, туда даже 25 мм не влезет, только 23, только хардкор!
    Гоночного велосипеда колёса действенны на узких шинах.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    У меня покрышки стоят сейчас разные.
    32 мм на Орлёнке, 28 мм на вмс сына (снял их с алю вмс), 25 мм на трековой Пине, 23 мм на Кольнаго.
    23 мм мне нравятся больше всех. Такие же 23 на сингл Вильере.
    Уже шина, жёстче колесо.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    28 и 32 даже набитые под потолок, не дают этого ощущения, которое дают 23-25.
    Жёсткость пневмошины достигается не только увеличением давления воздуха в ней, но и снижением высоты полости, занимаемой им, причём второе плодотворнее. 
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    На треке помню трубки 19 мм катал, тренер дал попробовать на старом велосипеде.
    Вот там было самое супер. Жестокость и управляемость.
    Жёстким колесо выходит, из-за применения обода внутренне малой глубины и узкой пневматической шины, что сокращает высоту сжатого воздуха.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    Не нужна мне широкая и мягкая покрышка.
    Много энергии при качении теряет нежёсткое колесо на свои немалые деформации.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    Может я какой-то неправильный пирожок
    У меня покрышки стоят сейчас разные.
    32 мм на Орлёнке, 28 мм на вмс сына (снял их с алю вмс), 25 мм на трековой Пине, 23 мм на Кольнаго.
    23 мм мне нравятся больше всех. Такие же 23 на сингл Вильере.
    28 и 32 даже набитые под потолок, не дают этого ощущения, которое дают 23-25.
    На треке помню трубки 19 мм катал, тренер дал попробовать на старом велосипеде.
    Вот там было самое супер. Жестокость и управляемость.
    И кстати, не трясет на жестком Кольнаго, вообще. Вибраций нет.
    Скакун, как будто мышцы у рамы. Спарта!
    Я все готов продать, кроме Кольнаго и Пины трек.
    Не нужна мне широкая и мягкая покрышка.
    Толстый и тяжелый я, да. Но комфорт не совместим с тем ощущением управления, когда ты вкручивает в вираж.
    Пони - это не кони
    какие-то фантазии оторванные от реальности - ничего более, уже на 25мм трясет
    Жёсткое колесо без проблем катится по ровной твёрдой поверхности, не спотыкаясь само за себя.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    30 кажутся просто райскими покрышками по комфорту
    Колесо на шине пошире больше качению сопротивляется.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Каждое колесо действенно в подходящих условиях эксплуатации, и чем последние лучше, тем оно быть должно жёстче.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    какие-то фантазии оторванные от реальности - ничего более, уже на 25мм трясет так, что 30 кажутся просто райскими покрышками по комфорту.
    Но я катал 90 км коферайд и рай не требовался, все было супер на 23 мм.
    Что же делать?
    Узкие шины применять для минимизации значений коэффициента трения качения колёс на ровных твёрдых покрытиях.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    И кстати, не трясет на жестком Кольнаго, вообще. Вибраций нет.
    Скакун, как будто мышцы у рамы. Спарта!
    Жёсткие колёса через малые неровности нормальной дороги перекатываются без добавочных потерь энергии, вибрации возникнуть могут с уменьшением жёсткости.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Колёса иных велосипедов с одними и теми же шинами иметь могут сильно отличающиеся значения коэффициента трения качения, что зависит от внутренних размеров их ободьев, приходящейся весовой нагрузки на них. 
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Так получиться может, что один ездок хвалит конкретные шины, а другой, наоборот, хает такие же.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Правы быть могут оба, так как у их велосипедов, хоть с колёсами на одинаковых шинах, возможны отличающиеся ходовые качества, из-за ободьев.