Друзья! Из нашего с вами обсуждения родился текст, под которым можно поставить свою подпись на сайте Велотранспортного союза: http://velotransunion.ru/president
Официальное объявление уже сделано Клубникой (http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=85293), поэтому дублировать его не буду. Клубнике - отдельное спасибо :-)
Информация для тех, кто захочет подписать текст на бумаге, а также ссылки на "рекламки" будет размещена немного позже.
Всем ещё раз спасибо за мысли, идеи, предложения и критику :-)
Текст, идущий ниже, пока оставляю для истории :-)
==========================================
ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ МНОГО СЛОВ (хммм... больше 1000!)
--------------------------------------
Друзья, в начале осени-2009 мы с brainstorming-ом взялись разработать проект обращения к руководству наших городов с изложением тех проблем, с которыми сталкиваются велосипедисты при езде по городу и окрестностям, и предложений по их решению. К сожалению, по ряду причин работа сильно затянулась, но сейчас мы готовы предложить для обсуждения результат нашей работы.
При составлении текста мы исходили из многочисленных обсуждений на Веломании и др. велосайтах, а также собственного опыта. Сейчас мы просим вас внимательно ознакомиться с нашим текстом и высказать свои предложения. После корректировки текста мы планируем вывесить его здесь, на Веломании, чтобы а) каждый желающий мог направить его по электронной или обычной почте (отредактировав при желании); б) встретившись на покатушках или соревнованиях можно было организовать сбор подписей под этим обращением.
В результате обсуждения этой темы стало понятно, что Обращение должно направляться, по крайней мере, в два адреса - Правительство РФ (в части, касающейся ПДД и ж/д) и Правительство Москвы (др. городов) по вопросам, относящимся к их компетенции - оборудования стоянок для велосипедов, дорожек в лесопарках и т.д. Сейчас обсуждаем обращение к федеральным властям. Потом из него вычленим то, что относится к компетенции местных.
Пожалуйста, высказывайтесь по существу, предлагая и обосновывая конкретные формулировки. Мы готовы обсуждать любой вопрос, связанный с данным проектом, за исключением одного - нужно ли им заниматься в принципе.
Итак, поЕхали!
Предыдущие версии можно найти на сайте http://velodelo-2010.narod.ru
ChangeLog
25.01.2010
Почти полная переработка текста на основе замечаний и предложений, сделанных на ВМ, realbiker, форумах клуба "Караван" и ВелоПитер.
17.01.2010
- убрал "альтернативу велополосам" (предложение GT MTB );
- переформулировал пункт о перекрёстках, в частности, убрав ссылки на
Западную Европу и США (см. 2);
- в пункт о тротуарах добавил безопасность пешеходов;
- предпоследний абзац (о госпрограмме) перенёс вперёд.
15.01.2010
- отделил краткое перечисление "проблем" от их более подробного описания и предложений по их решению;
- в пункт по ПДД ввёл два альтернативных варианта: "левый поворот" vs. пешеходные переходы;
- туда же добавлена "альтернатива" велополосам;
- исключил нереалистичные даты из пункта по ж/д;
- убрал "незначительные финансовые затраты" :-)
- несколько перегруппировал предложения.
13.01.2010
- исключил "- велосипедистам должно быть разрешено движение правее правой сплошной полосы на автомагистралях;", поскольку п. 24.2 ПДД допускает движение по обочине;
- уточнил пункт по левому повороту;
- исключил зеркало заднего вида: пусть каждый сам решает для себя, поскольку это, видимо, не сказывается на безопасности других участников движения;
- исключил пункт, касающийся разработки правил/рекомендаций по движению по тротуарам: если это не попадает под "юрисдикцию" ПДД, то непонятно, как это регулировать.
12.01.2010: Пункт 1 переписан почти целиком, добавлен пункт про метро, пункт про электрички "поднят" поближе к "федеральному" пункту 1, устранены некоторые АпечаТТки.
* * * * *
Проект обращения велосипедистов России к федеральным властям
(версия 2010-01-25)
В нашей стране велосипед является одним из самых доступных, самых массовых
и самых популярных видов активного отдыха людей всех возрастов. Велосипед
также является удобным транспортным средством при поездках на небольшие
расстояния. За последние 10-15 лет количество велосипедов в нашей стране
резко возрасло и, по данным Велотранспортного союза, превышает 30
миллионов единиц.
Существующие в настоящее время дорожные сети, подходы к планированию и
организации движения транспорта, Правила дорожного движения, некоторые
нормативы, действующие в области дорожного строительства, устаревшие
правила перевозки велосипедов на общественном транспорте, но главное -
отсутствие общегосударственной политики в области развития велосипедного
транспорта и развития велосипедного движения являются основными причинами
того, что условия эксплуатации велосипедов в крупных и малых городах, а
также на автодорогах нашей страны, являются крайне неблагоприятными для
велосипедистов. Поэтому мы, граждане Российской Федерации, регулярно
использующие велосипед для активного досуга, путешествий, занятий
спортом, а также как средство передвижения, предлагаем реализовать ряд
мер, которые сделают использование велосипеда в нашей стране более
удобным, более массовым, более доступным. Опыт наших европейских
соседей, включая Скандинавские страны, показывает, что создание
велосипедной инфраструктуры благоприятно сказывается на здоровье людей,
на экологической ситуации в крупных городах, повышает привлекательность
туристических центров и курортных зон, содействует развитию малого и
среднего бизнеса.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются велосипедисты в нашей стране,
являются:
* практически полное игнорирование интересов велосипедистов и особенностей
велосипеда как вида транспорта при разработке генеральных планов развития
городов, включая разработку транспортных схем, организацию дорожного
движения и др. вопросы;
* совершенно недостаточный учёт и защита интересов велосипедистов в
действующих Правилах дорожного движения (ПДД), приводящие к неоправданно
высокому риску использования велосипеда как транспортного средства в
условиях многократно возросшего числа автомобилей;
* отсутствие условий для парковки и хранения велосипедов вблизи мест
массового посещения людей;
* неоправданные сложности с перевозкой велосипедов в общественном
транспорте как ближнего, так и дальнего следования;
* практически полное игнорирование интересов молодёжи, увлекающейся
различными современными дисциплинами велоспорта со стороны региональных
властей, отсутствие специальных мест для занятий такими видами спорта;
* дорожные технические регламенты и ГОСТы, не учитывающие особенности
велосипеда как вида транспорта;
* необоснованные ограничения на использование велосипедов во многих парках
и лесопарках крупных городов.
В связи с этим считаем, что настало время создать государственную
комиссию, которая бы занималась разработкой программы по развитию
велосипедного транспорта в Российской Федерации и координацией вопросов
по её решению.
К числу первоочередных задач, которые должны быть решены в рамках
этой программы, относятся:
1. Разработка общегосударственных норм и рекомендаций по учёту интересов
велосипедистов и особенностей велотранспорта при разработке генеральных
планов развития городов и транспортных схем. В частности, в городах
должны быть созданы условия для удобного и безопасного подъезда на
велосипедах к зелёным зонам - паркам и лесопаркам, замкнутые маршруты для
движения между такими зонами, продуманы и реализованы схемы
внутрирайонного и межрайонного передвижения велосипедистов.
2. Введение в действующие Правила дорожного движения понятия полосы
движения велосипедистов (велополосы, ПДВ) - продольной полосы на проезжей
части дороги, предназначенной исключительно для движения велотранспорта, с
последующей разработкой и внедрением соответствующих нормативов. Мы
считаем, что велополосы должны быть введены на всех дорогах в черте
городов и населённых пунктов, где это позвляет сделать ширина
существующего дорожного покрытия, а также должны быть обязательно
предусмотрены при проектировании новых и реконструировании существующих
улиц и дорог. Внедрение велополос должно быть закреплено законодательно
при утверждении генеральных планов развития городов.
Там, где организация ПДВ является невозможной или нецелесообразной,
должны быть созданы велодорожки на тротуарах. В тех местах, где нет ни
велодорожек, ни ПДВ, велосипедистам должно быть разрешено двигаться по
тротуарам и пешеходным дорожкам, а также пересекать улицы по наземным
пешеходным переходам при условии, что это не создаёт помех пешеходам.
3. Внесение в действующие Правила дорожного движения изменений,
направленных на повышение безопасности и удобства использования
велосипеда как транспортного средства. В частности, должны быть
упрощены правила пересечения велосипедистами перекрёстков - возможно, за
счёт первоочередного создания в таких местах велополос или велодорожек.
В рамках ПДД велосипедисты должны иметь приоритет перед всеми
механическими транспортными средствами как наиболее уязвимые и
незащищенные участники движения.
Велосипед должен быть признан равноправным транспортным средством по
отношению к персональному автомобилю и средствам общественного транспорта
и, в соответствии с этим, интегрирован в региональные и федеральные планы
развития транспорта. При этом должен быть реализован комплекс мер по
постоянному повышению уровня безопасности для велосипедистов, включая
детей, подростков и людей старшего возраста.
Считаем целесообразным введение в автошколах практикума взаимодействия с
водителями двухколёсных транспортных средств и изучение основ ПДД в
средней школе, поскольку, начиная с 14 лет, подросток на велосипеде
становится участником дорожного движения. Мы также считаем, что для
обеспечения максимальной безопасности всех участников движения необходимо
обязать всех велосипедистов, двигающихся по любой дороге в черте
населённых пунктов в тёмное время суток или условиях ограниченной
видимости, оборудовать велосипеды осветительными приборами,
предусмотренными ПДД и соответствующими международным техническим
стандартам.
4. Создание условий для хранения велосипедов вблизи мест массового
посещения людей: общественных зданий, государственных и частных
учреждений, магазинов, спортивных сооружений, школ, вокзалов, станций
метро и т.д.
Считаем, что рядом со входами в соответствующие места, в зависимости от
объёма посещений, должны быть оборудованы либо стойки для крепления
велосипедов, либо охраняемые велопарковки. Отсутствие мест для хранения
велосипедов является серьёзным фактором, ограничивающим использование
велосипедов для поездок по городу.
5. Переработка техрегламентов и нормативов ряда элементов дорог:
по установке бордюров, люков (решёток) водосточных колодцев, углов наклона
и радиусов поворота на пандусах и др. Конструкции всех элементов дорог должны
обеспечивать безопасный и удобный проезд по ним как велосипедов, так и
инвалидных колясок, провоз детских колясок.
6. Создание возможностей для занятий молодёжью современными видами
велосипедного спорта, включая кросс-кантри, BMX и др. Для этого считаем
необходимым, чтобы в парках и лесопарках были отведены места для
организации специализированных грунтовых велодорожек, оборудование и
поддержание которых обеспечивается силами самих велосипедистов при
взаимодействии с органами местного самоуправления. Такие грунтовые
велотреки при минимальных расходах на своё содержание явятся прекрасным
способом для укрепления здоровья молодёжи и пропаганды здорового образа
жизни.
Должны быть также отменены неоправданные ограничения на
использование велосипедов в парках и лесопарках. Зелёные зоны отдыха
должны быть в первоочередном порядке оборудованы всеми условиями для
катания на велосипедах: велодорожками, пунктами проката и обслуживания,
местами парковок.
Кроме этого, полагаем, что настало время приступить к создания
специализированных велосипедных парков ("байк-парков"), используя
опыт, накопленный при создании таких объектов в других странах мира.
7. Решение вопроса о провозе велосипедов, детских и инвалидных колясок в
поездах пригородного сообщения. Действующие в настоящее время правила
пассажирских перевозок на Российских железных дорогах предусматривают,
что велосипеды должны перевозиться в тамбурах. Это создаёт значительные
неудобства как велосипедистам, так и пассажирам. Поэтому считаем, что во
всех пригородных поездах должен быть хотя бы один вагон, в котором один
или два ближайщих к входам ряда сидений демонтированы, а вдоль стен
оборудованы стойки для крепления велосипедов. Такой подход к решению
данной проблемы не требует существенных финансовых затрат и должен быть
реализован в ближайшее время. К сожалению, неоднократные попытки
велосипедного сообщества решить этот вопрос непосредственно с
руководством РЖД результатов не дали.
Наконец, мы считаем, что в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург,
действуют неоправданные ограничения на перевозку велосипедов на
метрополитене. В условиях невозможности безопасного перемещения по
городу на велосипеде это является серёзным сдерживающим фактором,
когда велосипедистам необходимо добраться до зелёных зон или
железнодорожных вокзалов. Просим дать указания руководителям указанных
городов о необходимости внесения изменения в правила пользования
метрополитеном, допускающим провоз велосипедов в выходные и праздничные
дни в часы минимального пассажиропотока.
8. Первоочередное создание велосипедной инфраструктуры в крупных городах,
туристических центрах, курортных зонах. Создание такой инфраструктуры
не только благоприятно скажется на экологической обстановке и здоровье
населения этих городов, но и будет способствовать повышению их
привлекательности для туристов, что, в свою очередь, явится фактором,
стимулирующим экономическое развитие региона.
Мы уверены в том, что настало время для разработки и реализации
полномасштабной государственной программы по созданию в нашей стране
условий, благоприятных для использования велосипеда. Ка свидетельствует
опыт других европейских стран, такая программа, построенная на принципах
обеспечения максимальной безопасности и взаимного уважения всех
участников дорожного движения и учитывающая сделанные выше предложения,
может быть реализована в течение 10-15 лет.
Представители велосипедного сообщества готовы принимать активное участие
в обсуждении и проработке конкретных деталей перечисленных выше
предложений, а также оказывать органам исполнительной и законодательной
власти всемерное содействие в их реализации. Мы уверены, что
осуществление предлагаемых мер благоприятно скажется на состоянии
здоровья нации, на демографической и экономической ситуации, поможет
улучшению экологической обстановки в крупных городах, будет
способствовать развитию туризма и, в конечном итоге, способствовать
экономическому росту нашей страны.
---