Предлагаю вашему вниманию отчет о пройденном мною маршруте вдоль Каспийкого моря от Баку до Тегерана.
Текст его находится в моем дневнике.
Это трек маршрута. Пройден путь 1217 км.
В этот раз написал много личного, но о том, что случилось накануне поездки, я просто не мог умолчать. В моей жизни перед поездкой произошла трагедия. Но если это неинтересно, перелистните страницу.
Хочу отдельное спасибо сказать моему другу из Баку Рашаду Гулиеву за теплый прием в начале маршрута и вкусную азербайджанскую кухню.
В целом маршрут не был сложным, но в это время стояла нетипичная для сентября жара, и из-за этого ехать было трудно. Однако купаться в море было одно удовольствие. Вода теплая как летом. Больше половины дорог - похожее на автобан шоссе с отбойником. Наихудшей дорогой была от Сальяна до Масаллы в Азербайджане. Она довольно разбита, на ней мало места, и грузовики постоянно бибикают.
В Иране же дороги мне все понравились. В самом Тегеране безобразно водят, нигде не уступая дорогу пешеходам. Даже на красный свет едут. При этом мотоциклисты часто ездят навстречу потоку и по тротуарам. Хотя скорость не превышают. Велосипедист на проезжей части чувствует себя нормально.
На юг от Баку идет пустынная местность, где самое необычное, что я видел, это грязевые вулканы.
В Азербайджане больше всего понравился район Масаллы - Ярдымлы с его главным водопадом.
Иран поразил меня своей ухоженностью и колоритом. Вот как там украшают все кольцевые развязки.
А вот так выглядит разделительная полоса в городе.
Наиболее интересные города на каспийском побережье - это Анзали и Рамсар. Там находятся музеи - бывшие резиденции шаха Резы Пехлеви, которого свергли в ходе исламской революции 1979 года.
Сразу за городом Астара почти у границы находится озеро с мангровыми зарослями - лагуна Эстиль. Никогда еще не видел ничего подобного.
А Тегеране я не смог посмотреть примерно половину того, что задумал. Это связано с тем, что планировал потратить на него 4 дня, а потратил три, и один из них пришелся на день Ашура, когда все закрыто. Тем не менее, удалось подняться по канатной дороге на вершину Точал и посмотреть два дворца. Сам этот город хоть и большой как Москва, но малоэтажный как Ярославль.
Самая кульминация поездки - это горная дорога Чалус - Тегеран, похожая на нашу военно-грузинскую, но гораздо выше. Я поднимался на высоту 3 километров, в самые облака.
Что же касается еды, то она меня несколько разочаровала своим однообразием. В Азербайджане еду богатую углеводами можно найти в больших городах. В кафе на дороге еда, как правило, шашлык, кебаб и большущие лепешки. Ни картошечки, ни макарон, ни супчика там не поешь. А Иране же вся кухня основана на рисе, мясе и хлебе. Там мне больше всего понравился хорешт (особый вид гуляша с горохом и баклажанами), фалафель и Мирза Гасими. Вот первое я теперь буду сам готовить.
В Азербайджане почти вся молодежь не знает русский язык. Иногда даже в кафе я объяснялся с ними по-турецки. Это знание оказалось полезным. Знание фарси в Иране тоже необходимо. Очень мало людей знают английский язык на достаточном для свободного общения уровне. Во многих гостиницах я общался с персоналом только на фарси. Знание английского, как правило, ограничивается числительными, да и то многие произносят невнятно. В некоторых кафе меню-вывески дублированы на английском, но продавец понимает названия только на своем родном. Так что выучите оригинальные названия большинства иранских блюд и будьте готовы разобраться вот в таком меню или чаще всего устно спрашивать, что у них есть. Но я знал фарси только на бытовом уровне, да и то не так уж много.
Приятного чтения отчета!
Нужна ли кому-нибудь азербайджанская сим-карта? Осталась еще иранская.