- В этой ценовой категории (примерно от $750 до $1000 со скидками) уже появляются довольно интересные варианты и есть, из чего выбрать. Попробую в коротко описать особенности и выделить наиболее интересные модели.
GT Zaskar - настоящая кросс-кантрийная модель. В комплектациях sport и comp это самая базовая кантрийная модель. В отличие от велосипедов для покатушек имеет длинную раму (в ростовке L ЕТТ 638мм) и всякие ребра жесткости. Баттинги тоже присутствуют, двойные, но не во всех трубах (на оффсайте указано, в каких именно). Из плюсов - на этом действительно можно кататься со спортивным уклоном и даже участвовать в любительских соревнованиях. Из минусов - посадка не такая удобная, как на "табуретке" + жесткая рама. Надо обязательно хорошо померить, потому что ввиду длинной рамы некоторым людям может просто не подойти (физиология и длина конечностей у всех разная). Из отличий спорт и комп (на 15й год): самое существенное - вилка (rs xc30/30 silver у спорт и rs 30 gold у комп), что делает комп на ~400г легче, да и вообще, говорят, алюминиевые ноги с анодировкой в работе лучше стальных с хромированием (я такое мнение не разделяю) + хромирование у rock shox менее устойчиво к истиранию, чем аннодировка (тут хз, не экспериментировал); еще тормоза и задний переключатель на comp получше.
Avalanche/Karakoram Expert. На мой взгляд имеет смысл рассматривать только каракорам и то только в случае, когда ну ооочень хочется найнер. Аваланч стоит дороже заскара спорт, навеска немного получше, но рама все та же, что и на других аваланчах (то бишь для простых покатушек, но при этом жесткая), только с баттингами, поэтому стоит в таком случае посмотреть на заскар. Т.е. сами по себе велосипеды годные, но, в силу стоимости, неинтересны.
Разве что очень хочется поставить багажник - у заскара креплений под него нет.
Jamis Dragon Sport 29. Легендарная хромолевая рама (что такое хромоль(Cro Mo):
http://pokochkam.ru/vibor/rami-mater...proizvoditeli/). Про рамы из Cro Mo стоит почитать в интернете и понять, насколько она подходит именно тебе. Информации про Jamis Dragon довольно много. Материал рамы необычный, очень интересный, имеет свои плюсы и свои минусы. Основные плюсы - это гашение вибрации и ударов (в отличие от алюминия) и возможность заварить при поломке (алюминий тоже можно, но сложно, должен быть хороший специалист). Из минусов - больший вес, не смотря на баттинг, и, в силу отсутствия ребер жесткости, при неправильной технике педалирования (а раз ты читаешь эту тему, то у тебя именно такая) часть энергии уходит в никуда. Идеально подходит для походов и длинных заездов (в таком бюджете, в бОльшем на заказ варят рамы из титана). Навеска хорошая, особенно за эту цену. Колеса тоже [тут хз. где-то на форуме видел такие комменты, поправьте, если не так]. Единственное - это вилка. Говорят, что в работе хороша, но
igore писал, что с ней могут быть проблемы: "В работе отличная, но каждая вторая бракованная от рождения, с люфтом в ногах. А у второй половины, башинги гарантировано вылезают в первые полгода эксплуатации.
Триал-спорт уже вешается с рекламациями по х-фьюжнам." (это про XFusion Slide RL, но, я так понимаю, на эту тоже распространяется). [Я бы не был столь категоричен - некоторые владельцы хвалят свои X-Fusion. Можно сказать, что покупка такой вилки - это некая лотерея: повезет - будет хорошая вилка по небольшой цене, не повезет - будет брак и придется чинить/менять по гарантии или за свои кровные. И да, запчасти к нам на эти вилки не поставляют, поэтому тут тоже проблема. Владельцы в основном колхозят что-то стороннее. Вот
тут здоровенная тема про эти вилки].
Jamis Dragon Sport 650 - уменьшенная версия предыдущего, как по размеру колес, так и по уровню навески. Также цена ниже, чем у Dragon Sport 29. Вилка стоит другая (rock shox xc30).
Norco Charger 7.2/9.2, 7.1/9.1. Просто велосипеды с приличной навеской за свои деньги. Для катания со спортивным уклоном я бы рассматривать не стал, для покатушек вполне подходит. По уровню навесного оборудования близки к zaskar sport/comp. Ставится багажник. На мой взгляд, ничего интересного.
Cube (aim, analog, attention, acid). Не все эти модели лежат в данной ценовой категории, но укажу их все здесь, так как комментарий про них будет примерно один.
Как я писал выше, никакой Германии тут нет. Рамы китайские каталожные (т.е. "разработаны" и произведены в Китае), причем сделаны так, чтобы быть максимально дешевыми. В результате эти рамы получаются тяжёлые (в силу отсутствия баттингов и вообще какой-либо инженерной мысли), мягкие (о ребрах жесткости тут речи вообще не идет) и короткие как табуреты (например, ЕТТ ростовки 21" 610 мм). Раньше, когда бренд набирал обороты, это позволяло ставить приличную навеску на эти рамы и продавать это все по довольно низкой цене (относительно конкурентов), что давало аргументы в пользу покупки этих велосипедов. Но, распиарившись, маркетологи куба решили рамы оставить прежними, навеску лепить более дешевую, а цены накручивать значительно выше, чем у конкурентов. Поэтому сейчас я не вижу никакого смысла покупать эти модели, потому что при одинаковой навеске они будут дороже, но при этом навеской этой будет облеплена крайне посредственная рама.
[Как дела у более дорогих моделей куба (Ltd и выше), я не знаю. Здесь речь о моделях вплоть до acid].
Jamis nemisis comp и его женский вариант
Eden Comp. Производитель позиционирует как кросс-кантрийный велосипед. Его часто рекомендуют, как хороший вариант с точки зрения навесного оборудования. Я не очень с ним знаком. [дополните, если есть возможность]. Мне кажется, что етт 625 в ростовке 21" для кросс-кантри маловато. Это, конечно, не табурет, но и не кантрийная геометрия. Скорее, что-то среднее. В остальном отличный вариант. Чего-то особенного я в нем не вижу, но он может стать некой золотой серединой между длинной жёсткой рамой заскара и короткими мягкими кубами.
Format 1213 (27 или 29), 1212 (27 и 29) позиционируется производителем как для покатушек (то бишь катания в удовольствие). Кросс-кантрийная линейка начинается на 11хх и стоит значительно дороже (при аналогичной навеске, поэтому ими особо никто не интересуется). Баттинг двойной и только в верхней и нижней трубах. В общем, касательно рамы ничего интересного, НО, отличная навеска за такую сумму (возможно, что даже лучшая, в зависимости от магазина, лучше сравнить). И небольшой вес (в ростовке L без педалей весит около 12,7 при реальном взвешивании). Для покатушек хороший вариант, но ничего интересного. Варианты выше (в рамках этого бюджета) мне нравятся больше. В перспективе дальнейшего апгрейда я бы не рекомендовал, потому что апгрейдить эту раму особо смысла нет. Рамы эти, несмотря на заявления маркетологов и продавцов, варятся в Поднебесной, а не у нас, в России.
Jamis Dakota Comp позиционируется производителем как кантрийник. И, в общем-то таковым и является. По уровню навески похож на gt zaskar comp. По цене тоже. Рама немного покороче заскара. Вопросов по нему встречал немного (не знаю, почему), но велосипед неплохой. Отзывов по раме не видел, но, предположительно, она должна быть не такой жесткой, как у заскара. Плюс это или минус - дело чисто субъективное. Единственное, что мне
не нравится -
это вес. По заявлениям производителя это
14 кг (тяжелее nemesis почти на 1кг и zaskar comp больше, чем на 1,5). Для велосипеда за такую цену это никуда не годится. Но это не точно. Каждый производитель взвешивает "по-своему", поэтому на деле разница может оказаться другой. [мб есть у кого инфа насчет реальных взвешиваний?]
Merida Big.nine, Big.seven 500/600. Неплохой велосипед для покатушек. По уровню навески 500 похож gt zaskar sport, 600 - на gt zaskar comp. Рама короткая (в ростовке 21,5 ett 615-620мм), и если не ошибаюсь, у большинства велосипедов за такую цену уже коническая рулевая. В общем, касательно рамы ничего интересного, собственно, как и в самом велосипеде. Велосипед хороший, навеска за свою цену очень приличная, но чего-то особо интересного, что бы его отличало от конкурентов, я в нем не вижу.