Так получилось в этом году, что я до последнего момента не знал, получится у меня традиционная майская поездка в Крым или нет. Поэтому не стал делать объявление на Веломании, не стал собирать команду, но предусмотрительно купил билеты туда и обратно.
С билетами "туда" уже второй год происходит неприятность, связанная с монополизмом РЖД. Не получается купить билеты до промежуточной станции- их нет до последнего дня. Только до конечной.
В случае с Крымскими поездами есть исключение-на севастопольский поезд можно купить билет до Симферополя или Бахчисарая, а до Новоалексеевки-никак.
Купил до Симферополя. С маршрутом тоже особо не заморачивался. После осеннего Велокрыма остались непройденные участки, поэтому решил по возможности их проехать.
Дня за два до даты выезда стало понятно-да, еду. Собрался с учётом замечаний по снаряжению с прошлого мая. Получилось полегче.
Дальше всё привычное-вокзал, поезд, таможня... Вышел в Новоалексеевке, собрал велосипед, запасся водой на привокзальной колонке.
Колонка оказалась с секретом-чтобы она заработала, надо под рычаг положить камешек. У местных есть свои камешки в укромных местах.
Потихонечку поехал. Как всегда первая цель-Геническ. Обмен, рынок, кафе... Позавтракал, запасся всем, что мне нужно на три дня.
Да, я знаю про магазины в Стрелково и в Соляном. Магазин в Стрелково оставил для подстраховки, на случай, если что вспомню.
На магазин в Соляном надежды мало. Часам к 12 я уже катил по знакомой дороге в сторону Генической горки. Темп невысокий, как всегда в начале похода.
Выражение "как всегда" ещё будет часто встречаться в первые дни-маршрут знакомый.
Но уже в первый день появилось нечто "не как всегда"
Погода. Оказалось непривычно жарко для начала мая. Я собирался в этот поход с учётом погоды прошлых лет. Несколько раз числа 4-5-го я попадал под снег, не говоря уж о дожде...
В 11-м году мы в это время пару раз попадали под дождь с градом и температура была не выше 25 за весь поход. Сейчас же, 8-го мая уже 25 и это при том, что близко море.
Быстро ехать не получается, перегреваюсь, торможу у магазинчиков-йогурт, живчик, мороженое... Но всё равно еду. Нет отвлекающего фактора-попутчиков.
После Генгорки свернул левее, к пансионатам, воспользоваться тенью от деревьев.
Тени немного, но всё же есть.
Около какой-то базы отдыха меня атаковала собака, о чём потом наверно пожалела. Атаковала она меня спереди и мне ничего не оставалось делать, как ответить ей тем же.
Направил на неё велосипед и немного добавил скорости. Много не получается-песочек, но всё же. Метров через 50 собаке надоело уворачиваться от велосипеда и она прыгнула в кусты.
До магазина в Стрелковом так и не вспомнил, что мне ещё надо докупить на дальнейшую дорогу, поэтому ограничился мороженым. После стало легче-вечереет и море ближе.
Пока ехал по посёлкам была видна какая-то деятельность. Люди подкрашивали заборы, прокладывали трубы и какие-то кабели-все подъезды к домам перерыты, просто ходили в магазины.
Поле магазина в Стрелковом жизнь как будто закончилась- ни души.
Только на берегу виднелось несколько рыбаков.
Цель на первый день была -доехать до страусиной фермы.
Я понял, что достигну её только в темноте и поэтому решил встать на стоянку по времени.
В одной байдарочной книге написано, что лучшие стоянки-в половине седьмого вечера. (А ещё лучшая-через 15 минут после той, на которой остановился). Арабатка в этом смысле более либеральна.
Если есть запас воды, вставать можно где угодно. У меня запас воды был, почти 5 литров. Поэтому в восемь вечера выбираюсь на берег и ставлю палатку. Народу не видно ни в какую сторону. За день проехал 74 км, до фермы не доехал 5 км-рекламный щит рядом.
День второй.
Подъём в 7 часов, купание, завтрак, сборы, выезд в 9.30. Сразу скажу, что и в дальнейшем держался примерно такой распорядок. Пробовал выезжать раньше-без особого успеха, позже-пожалуйста. Решил довериться естественному течению событий. Доехал до Валка, она же страусиная ферма. Надо заправиться водой. Пока заливаю бутылки, получаю предложение позавтракать. Я конечно завтракал, но уже освободилось немного места. Соглашаюсь. Незаметно прошло 40 минут, пора дальше. В этом году на Арабатке появилось не очень приятное новшество: главную дорогу, точнее ту, которую назначили быть главной, прошли грейдером, срезав часть обочины и выровняв таким образом стиральную доску перед проездом какого-то начальства. Для машины может и годится, мотобайкеры ругаются, но едут. Для велосипеда плохо совсем. Одно спасает-неглавных дорог там в достатке. Пока тормозил на ферме, стало совсем жарко. Немного спасает боковой ветер с Азова. Режим движения получается такой: примерно час еду с короткими остановками для фото, питья, потом заруливаю к морю, купаюсь. Ещё на час хватает. Потом всё повторяется. Останавливаться на дневную сиесту, как делал в июле 2009 года не получается-тент я не взял, всё-таки 2 кг в минус (со стойками). Часа в 2 встречаю двух байкеров на гибридах. У них положение сложнее-через сутки поезд из Новоалексеевки, т.е. им проехать надо больше 90 км. Но они уверены в успешном исходе мероприятия. Надеюсь, так у них всё и получилось. Ещё часа через полтора встречается пара мотобайкеров. Экипированы серьёзно, в полной защите. У них основной вопрос "и дальше так же?". Услышав, что да, так же, немного погрустнели. Разъезжаемся...Во время перекуса, совмещённого с купанием, ещё развлечение- по дороге ползёт какая-то сельскохозяйственная махина на базе американского (скорее всего) трактора в сопровождении маленьких, по сравнению с ним, беларусек. Беларуськи маленькие, но значительно шустрее. Им надоело плестись в хвосте и решение было принято стандартное-трактористы улеглись спать прямо на обочине, дав ведущему полчаса форы. У меня задача на этот день-доехать до Соляного. Точнее до места, с которого посёлок будет ясно виден. Останавливаюсь как и вчера в 20.00, не доехав до нужного места примерно 3 километра. Дневной пробег 57 км. Примечание: здесь и дальше пробег приблизительный, т.к. мой компьютер обладает одной неприятной особенностью-поскольку кнопки управления у него под корпусом и для перемены параметров нужно нажать на корпус (для обнуления тоже) то при тряске он сам произвольно перекидывает параметры, (что неприятно, но не более того) или обнуляет дневные показания совсем. В глобальном масштабе это не страшно-если снять комп с руля и потыкать кнопки, он выдаст пробег за день, неделю, месяц, год, общий... Но не всегда это хочется делать, поэтому данные о суточном пробеге записывал по памяти. Точным будет только окончательный пробег в конце похода.
День третий.
Выезжаю около 10 часов и скоро оказываюсь в Соляном. Моё недоверие к местным магазинам подтвердилось. Магазин тёти Светы в центре посёлка закрыт и вряд ли будет сегодня работать. Пытаюсь узнать что-нибудь о других магазинах, в данный момент это оказывается сложно- спросить не у кого. Только после второго круга по посёлку нашёл взрослого человека, который немного прояснил ситуацию. Есть ещё два магазина, один в доме неподалёку с надписью "продаётся" (он не подавал признаков жизни) и ещё один где-то на берегу. Еду на берег, вижу вывеску, оказывается-кафе, но и то будет работать позже, в сезон. После некоторых уточнений хозяйка вспоминает, что да, через два дома тоже вроде есть магазин. Еду туда. Вывески нет (пока нет, не сезон) прилавок и холодильник есть. Из товара только то, что на прилавке и в холодильнике-опять же не сезон, ещё ничего не завозили. Воды нет. Покупаю сок, мороженое и какую-то чудом сохранившуюся пачку печенья. С водой в Соляном вообще чудеса. Её нет. Т.е. нет водопровода, его начали строить лет 6 назад, но как-то рассосалось. Нет колодцев, скважин. Нет и централизованного подвоза воды. Люди питьевую воду привозят сами из других мест. По крайней мере мне так рассказали местные. Как моются и стирают они промолчали. При этом строятся базы отдыха, фанерно-сарайного типа, но всё же... Первый раз с удивлением отметил, что попутный ветер не всегда благо. Если боковой ветер достаточно хорошо охлаждал не мешая крутить, то попутный конечно подгоняет, но едешь "в собственном соку", без охлаждения. Пока рядом море ещё ничего, но стоит уйти подальше-ехать становится намного тяжелее. Доехал до Каменского. Турбаза Южная, где есть скважина с приличной водой, ещё не работает. Спрашивать по дворам не хочется- не настолько тяжёлое положение. Купил воду в магазине. По причине жары скорректировал первоначальный план. Он состоял в том, что во Владиславовку я хотел проехать полевыми дорогами. Пришлось от этого отказаться, поскольку все дороги оказывались на солнечной стороне, без тени. Поехал обычным асфальтом в Семисотку. Там очередная закупка в магазине на следующие 3 дня. Формат закупки на 3 дня для меня оказался удобным, я старался придерживаться его и дальше. Из Семисотки во Фронтовое, там перебираюсь по мостику через местную речку и дальше вдоль ж.д. до Северокрымского канала и вдоль канала до Владиславовки. Опять останавливаюсь на ночлег не доезжая посёлка прямо на берегу канала. От дороги меня закрывает небольшая насыпь. Можно было бы проехать ещё час-полтора, но знакомые места во Владиславовке кончаются, а искать место ночёвки в сумерках в незнакомом месте не хочется. На следующее утро убеждаюсь, что поступил правильно-часа два ничего приличного для ночёвки не встретилось. На стоянке обнаружилась ещё одна, ранее не встречавшаяся неприятность-комары. Конечно на Арабатке они были и раньше и сейчас, но там их исправно сдувало ветром. Про комаров вдали от Сиваша я до этого не слышал. Но теперь они есть и не только на берегу канала. Пробег 53 км.
День четвёртый.
Утром быстро доезжаю до Владиславовки, купаюсь в канале у места его пересечения с ж.д. Надпись "купаться запрещено" как обычно никого не смущает и не останавливает. Похоже здесь местный пляж и только по причине рабочего дня народу немного. Дальше знакомый маршрут на время прерывается. До этого я отсюда ездил налево, в Феодосию. Теперь мне направо, по трассе до Новопавловки и дальше в Журавки. Ехать пока приятно, хоть жарко, но канал рядом, можно умыться. Сворачиваю в Новопавловке налево, в сторону Старого Крыма. До Журавок доезжаю почти без остановок, а дальше -заминка, что-то не едется. Смотрю на компьютер-на солнце 46 градусов, в тени полегче, только 33. Запасаюсь очередным "путевым допингом"-булочкой и йогуртом. Магазин маленький, но с кондиционером, как почти все сейчас в Крыму. После некоторого раздумья решаю продолжить путь, сколько проеду-столько проеду. Проехать удалось не очень много, где-то километра через 4 понимаю, что надо останавливаться дольше, чем на 10 минут. Устраиваюсь недалеко от дороги в кустах и часа на полтора "ухожу в себя". В начале третьего часа собираюсь, чтобы двигаться дальше. Ещё жарко, но уже терпимо. "Короткими перебежками" от тени к тени потихоньку двигаюсь вперёд. Медленнее, чем хотелось бы, но двигаюсь. Неизвестная часть пути заканчивается, выезжаю на трассу в сторону Симферополя. В Первомайском делаю основательную остановку в кафе. Нет, не пообедать, есть не хочется. Беру большой чайник чая и под чай думаю о дальнейшем маршруте. Первоначально я собирался проехать через монастырь Сурб-Хач и дальше лесами-горами на трассу, ведущую в Судак , по ней до Лесного и опять в горы. Поскольку я уже отставал от первоначального графика из-за жары и как пойдёт дело дальше предположить не мог, решил сократить этот участок и двигаться сразу в Лесное. Дальнейшее было делом техники- надо было просто ехать по известному маршруту. На обочинах в большом количестве продают клубнику, но останавливаться ради этого не хочется. Пока едется-надо ехать. Была надежда, что клубника повстречается мне где-нибудь дальше. Встретилась, но только в Севастополе. После Старого Крыма начинается череда подъёмов и спусков, ехать становится веселее, да и не жарко уже, вечереет. Вот и поворот на Судак, дальше неприятный подъём к Переваловке и приятный спуск к Лесному. Я не сторонник спортивного туризма-въехать в подъём любой ценой, поэтому когда скорость становится меньше 7 км/час, без зазрения совести иду пешком-пусть другие мышцы поработают. Все подъёмы когда-нибудь кончаются и вот он-спуск к Лесному. Перед спуском делаю то, о чём ещё два часа назад и не подумал бы- утепляюсь. Одеваю куртку, перчатки, шлем, который до этого болтался на рюкзаке. Теперь вперёд и вниз. На спуске не даю полную волю велосипеду-еду один, надо быть поосторожнее, поэтому не более 55 км/час. Спуски, к сожалению, кончаются намного быстрее подъёмов, вот уже поворот в Лесное. В отличии от прошлых походов, в магазин не захожу, не зачем, еду сразу к месту ночёвки. Вот указатель на Междуречье, от него совсем близко, через луг к организованной стоянке со столами и навесами. Стоянка организованная, но явно пикниковая-ровного места под палатки почти нет. Можно разместиться двумя-тремя палатками, не больше. Ещё новость не очень хорошая-тот колодец, который я прошлой осенью пометил на навигаторе, увидев его с дороги на противоположной стороне ручья, вблизи оказался родником. Значит если воды в ручье нет, нет её и в роднике. Метку можно стереть. Но сейчас вода есть и это хорошо. С комфортом готовлю ужин и сразу ложусь спать. Пробег 60 км.
День пятый.
Подъём, завтрак, сборы и в путь. В первой половине дня-почти сплошной подъём, проехать в начале удаётся несколько сотен метров. Потом начинается толкание велосипеда с грузом. Тоже не долго. На одном из подъёмов велосипед встаёт на дыбы, явно протестуя против такой дороги. Снимаю рюкзак с багажника, одеваю его на плечи, на багажник привязываю маленький рюкзачёк (не получается ездить без него никак) с тремя бутылками воды-такой компромисс нагрузки на велосипед. Теперь- вперёд и вверх по знакомой дороге. Медленно, с остановками, но вперёд. Жарко, правда тень от деревьев спасает. Перекус на уже традиционном месте-так получается в третий раз оказаться ко времени на этой развилке. Вскоре после продолжения движения слышу голоса и из оврага на дорогу выбираются два пеших туриста. Ребята из Днепропетровска (если не перепутал), гуляют в своё удовольствие от Земляничного к морю. Говорят, что в этих чащобах навигатор не работает. Я им не верю, трек у нас прошлой осенью записался. После оказалось, что не навигатор не работает, а что-то с GPS'ом в этот момент случилось- у меня трек в этот день записался отдельными "червяками", не зависимо от того был я в лесу или на открытом месте. Пеший конному не товарищ, в данном случае моя лошадь является хорошим тормозом, они уходят вперёд и я с ними больше не встречаюсь, хоть маршрут ещё несколько километров совпадал. Куда-то они свернули партизанскими тропами. На перевале Маски возвращаю рюкзак на место, дальше больших подъёмов не будет, можно ехать. Главное сейчас-не пропустить перевал Ворон. Почему эта развилка называется перевалом-для меня загадка. Может быть в дальнейшем, при попытке проехать не спускаясь к морю это прояснится. Пока же вниз к посёлку Ворон и дальше, к морю. Ради таких спусков по лесным дорожкам и стоит ездить в Крым. Дорога пересекает ручей и дальше идёт вдоль него. Пока ручей относительно чистый-до цивилизации, надо запастись водой. Нахожу подъезд поближе к воде, заливаю бутылки. Одновременно становится понятно, что на большую ёмкость ниже по течению больше рассчитывать не стоит-труба, ведущая в неё, разорвана, причём давно. Посёлок проезжаю почти без остановки- действующие магазины не обнаружены. Только короткая остановка для фото-уж очень красивый куст Буль де неж с огромными белыми шарами цветов. Отсюда и название-с французского значит "Снежок, снежный ком". При подъезде к трассе начинаю искать место для ночёвки. В первом приближении мест нет-справа виноградники, слева холмы. Затаскиваю велосипед в кусты и поднимаюсь на холм в поисках ровного места. Ровное место есть, но уж больно его хорошо отовсюду видно, да и вещи сюда затащить-то ещё упражнение. На противоположном склоне, за трассой, вижу сосновые посадки, решаю поискать место там. Да, там намного лучше. Защищено холмами от дороги и не так высоко надо подниматься. Закатываю велосипед, выбираю ровную площадку, располагаюсь. Повседневные дела на стоянке прерывает значительная фотосесия. Сначала красивый закат, а потом в гости пришёл богомол непривычно белёсого цвета. Пробег 31 км.
Продолжение следует.