В 2006 году мы с Оксаной захотелось увидеть Белое море, посетить Соловецкие острова и Карелию.
Начали с Архангельска.
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=...B69CF2A788ADD1
Рассказ об этом путешествии публикуется впервые, потому что он до сих пор не дописан, но самое интересное там в начале...
---------------------------------------------------------------------
Команда
Праслов Михаил Александрович
1946 г. рождения, механик, летописец, зав. примусом, фотограф,
член экстрим клуба портала VVV.ru
В быту электрик на заводе.
Шаповал Оксана Владимировна
1960 г. рождения, штурман, завхоз, повар, фотограф, санитарка.
В быту заточник на заводе.
Оборудование:
Велосипеды на основе титановых рам из г. Королёва; колёса 26 дюймов с двойными ободами; навеска в основном Shimano, класс от AseraX до ХТ; тормоза: три дисковых с механическим приводом и один V-Brake.
Примус бензиновый "Смерть туриста".
Палатка двухместная "Октопус" весит 2 кг.
Рюкзаки собственной конструкции и изготовления, с лямками для возможности переноски на плечах.
Маршрут:
Архангельск - Северодвинск - Кянда - Тамица - Покровское - Онега - Ворзогоры - Нименьга - ст. Нименьга - Малошуйка - Куша - Золотуха - Унежма - Маленьга - Нюхча - Вирандозеро - Воренжа - Сумостров - Хвойный - Лапино - Сумский Посад - Вирма - Сухое - Шижня - Беломорск - Выгостров - Матигора - Сосновец - Вочаж - Кемь - Рабочеостровск - о. Соловецкий - Беломорск - Сосновец - Надвоицы - Сегежа - Гористая - Медвежьегорск - Пиндуши - Повенец - Медвежьегорск - Падун - Чабино - Кумса - Мяндусельга - Юстозеро - Святнаволок - Гирвас - Сопоха - Кивач - Кондопога - Березовка - Кончезеро - Марциальные Воды - Кончезеро - Кондопога - Яншиполе - Лехнаволок - Тихий Наволок - Соломенное - Пески - Петрозаводск.
Всего 1500 км. Общий набор высоты 8551 метров.
Пролог
Однажды мы купили обзорную карту автомобильных дорог России с масштабом 8,5 км в одном сантиметре и рассматривая её, вдруг очень захотели объехать Онежский залив. По этой самой карте и происходило основное планирование предстоящего путешествия.
Километровку Северной Карелии я купил уже после того, как были куплены билеты до Архангельска, но там была местность только севернее Сумского Посада. Когда изучали обзорную карту, задача не представлялась слишком сложной. По всему побережью Онежского залива расположены населённые пункты. И пусть их там мало и расстояния между ними большие, но люди же там живут и как-то добираются до «большой земли» - значит сможем проехать и мы. Ну по крайней мере стоит попытаться.
Была мысль заехать даже в Летнюю Золотицу, но вовремя одумались.
Надо сказать, что до этого в столь северных землях мы не были ни разу и поэтому слабо представляли специфику этих путешествий.
Те описания, что удалось намыть из сети не отражали действительного положения дел, написаны сухо. Там плохо даны характеристики дорог и слабо выражены переживания участников. Редко попадаются искренние описания, люди или не могут выразить мысли или, стесняясь показаться слабыми, занимаются бравадой.
Фактически это была авантюра чистой воды и только опыт второго уральского путешествия позволил нам успешно преодолеть все препятствия.
Обратных билетов мы не брали т.к. не знали откуда будем возвращаться домой и когда, но 7 августа мы должны были быть на работе.
Километровки некоторых районов Архангельской области мы купили уже по приезду в Архангельск по наводке архангельских велотуристов. Недели за две до отъезда, я нашёл их сайт и опубликовал наши планы на форуме. И сразу получил ценную информацию о наличии карт в Барсе.
Спасибо, это очень нам помогло!
Нам многие помогали в этом непростом путешествии, рассказывали о дорогах, дарили ночлег, информацию, сочувствие, восхищение...
Я не припомню, чтобы к нам проявляли враждебность, зависть...
Единственный случай за всё время произошёл в гостинице в г. Онеге, когда нас сначала без проблем поселили вместе с нашими велосипедами, а потом две дежурные по очереди долго надоедали нам с требованием поставить велики в "камеру хранения" и заплатить за это. Отстали только после того, как Ксюша притащила им свой велосипед и потребовала расписку на 5000$.
Конечно, наши велосипеды столько не стоят, но от них, точнее их состояния, многое зависит, иногда даже наша жизнь. Поэтому, даже эксплуатируя нещадно, мы относимся к ним почти как к живым существам и стараемся не расставаться.
И ешё несколько общих слов о стиле наших путешествий.
Мы не спортсмены и не экстремалы, слабо разбираемся во всяких искусствах, флоре и фауне и вообще обычные средние люди, редко бываем в музеях .
У нас есть большие сомнения о посреднической роли Церкви в общении с Богом и поэтому редко посещаем церкви и монастыри.
Нам очень нравится сам процесс катания на велосипеде, мы хотим приобщить к нему как можно больше людей - и сделали это своей целью. Поэтому стараемся посетить как можно больше населённых пунктов.
Одежда наша не всегда дорогая, но всегда функциональная:
- хорошо приспособлена для длительного катания,
- яркая для езды по шоссе,
- долго не пачкается,
- легко стирается.
Одним,
наш проезд по населённым пунктам ( я считаю их нормальными здоровыми людьми) напоминает проезд рыцарей в средние века и надолго запоминается, особенно детьми.
Другие,
воспринимают нас как обезьян сбежавших с карнавала ( в любом обществе есть больные и недоразвитые особи).
Я не понимаю
тех туристов, которые из-за этих особей держатся подальше от людей, скрываясь годам
в лесах и в камуфляже. Эти туристы совершают свои путешествия скрытно, как партизаны, и очень редко рассказывают о своих поездках.
Нам не нравится
что-либо таскать на своих плечах и поэтому у нас рюкзаки на багажниках. Но... в случае необходимости (это бывает очень редко) на рюкзаках есть лямки для переноски на спине.
Некоторые
возят основной груз на спине, считая, что чем легче велосипед, тем легче им управлять. Их я хочу спросить, почему тогда у спортсменов скоростного спуска велики такие тяжёлые? А даунхильщики настоящие виртуозы в управлении. Я думаю, что груз надо, по возможности, размещать по всему велосипеду и он должен быть очень хорошо закреплён ( т.е. быть с велосипедом как единое целое).
И, ещё раз повторю, мы не спортсмены, просто нам хочется везде побывать и посмотреть как можно больше, а жизнь коротка.
1. 10 июля 2006 г. Архангельск - Северодвинск.
70,8 км за 5 час 43 мин; ср. ск. 12,3 км/час; макс. ск. 36,6 км/час; набор высоты 171 м.
На сборы ушло два дня, уже ночью, ближе к воскресенью, поменял тросик заднего переключателя. Старый был в тефлоновой оболочке, которая превратилась в лохмотья и мешала переключению. На вокзал мы стараемся приехать заранее, зная о сюрпризах, которые может преподнести железная дорога. Но на этот раз всё прошло просто идеально, и доехали на электричке спокойно, и поезд подали задолго до отправления. Мы спокойно всё разобрали, упаковали и загрузились. Впервые в жизни услышали от проводника не требование багажной квитанции, а похвалу за упаковку.
В поезде, как всегда, дети егозили и кричали, взрослые без конца мотались курить и хлопали дверьми (откуда столько здоровья в людях), а мы в полудрёме всё это наблюдали.
В Архангельске, когда собрали технику, сразу к таксистам - узнать где тут магазин Барс. Нас послали в ближайший, но там карт не было, зато там послали подальше и на пересечении улиц Урицкого и Обводной канал, мы нашли всё что нужно, за исключением карты района Уно. Ещё мы купили план г. Архангельска и Соловецких островов.
Ну вот теперь жить можно, а то как слепые. Посмотрели план города и поехали на набережную Северной Двины, там встретили Сергея, познакомились, прокатились вместе до моста на СолОмбалу, посмотрели карты, рассказали о наших планах, он рассказал о своих.
Сейчас тоже в отпуске, собирается съездить на север в В. Золотицу, говорит, что ездил зимой туда на машине. Мы посоветовали найти себе попутчика, вдвоём и веселее и безопаснее. Расспросили его о приливах и отливах. Ещё в Москве я пытался разобраться в этом деле, ища информацию в интернете. Скачал даже "расписание" на июль, но ничего не понял в нём, если честно. Сергей очень доходчиво объяснил, это нам очень помогло на Нименге.
Вот что он нам рассказал, в общих чертах.
В июле отлив наступает примерно в полдень, а обратно море начинает возвращаться около двадцати часов вечера. По мере приближения августа, всё постепенно смещается на более позднее время.
Потом Сергей уехал по своим делам, а мы стали искать общепит - почти ж без завтрака. На набережной только шашлык, Сергей что-то говорил о каком-то кафе. Попытались найти, оказалось это в подвале и очередь аж на улицу выходит. Ну сюда нас великами точно не пустят. Проехали ещё немного и наткнулись на книжный магазин, там купили недостающую карту района Уно и нашли поблизости кафе, куда нас пустили с великами. Прелестная барменша не только не была против, но ещё и взялась присмотреть за нашей техникой (в сам обеденный зал мы их, конечно, не потащили, а оставили в холле).
Отлично пообедав (удалось даже помыться в туалете), стали потихоньку выбираться из города в сторону Северодвинска. Была ещё шальная мысль съездить в Малые Корелы, но спали мы мало, завтра предстояло проехать больше ста км, и мы от экскурсии отказались. По пути купили морс, но Ксюше он показался слишком сладким и она захотела купить ещё и минералку.
Не удалось - нигде нет. Едем пока так.
Ветер сначала боковой, потом встречный и очень жарко, народ купается везде, где только есть вода. Шоссе узкое, хорошо размеченное, много машин - идут пачками, среди них много трейлеров и бензовозов. На первой же заправке снова попытались купить газировки и опять облом, продавщица стоит на крыше вагончика и принимает горючее, освободится только через полчаса. Едем дальше, наконец в деревне Зеленец, Ксюшина мечта сбылась, купили литр холодной минералки. Уже недалеко от Северодвинска увидели интересный подвесной пешеходный мост.
Пока любовались и фотографировали, увидели в реке "бешеную" рыбу.
Сначала показалось, что это водяная крыса плывёт, но женщина купавшаяся в реке с дочкой, опознала окуня. Он плыл почти над водой, очень быстро и прямо на людей. Они попытались его даже схватить, но окунь уворачивался и снова к ним. Потом мы уехали. Я где-то читал, что так ведут себя рыбы заражённые паразитами.
И снова асфальт, жара, машины, вонь, грязь, пыль... Увидев какие-то дома, свернули к ним перекусить. Подкрепились ряженкой с булками, пока отдыхали покрапал дождь.
Вот и стела на въезде в Северодвинск, вокруг ковёр из битого стекла (молодожёны и их гости постарались), за ней грязная и пыльная промзона, на шоссе много таких же грязных и пыльных самосвалов.
Битый асфальт, впрочем он такой везде в городах, пришлось даже ехать по тротуарам. В центре широкие проспекты и много зелени, особенно тополей, но и пуха от них.
Поиск ночлега начали с гостиницы Волна - но она только для командированных и к тому же закрывается на ремонт.
Посад - жутко дорого.
Яшма законспирирована, как партизанская явка. Находится на какой-то улице дом №2г. Так вот вся улица состоит из домов №2, некоторые ещё и спрятаны во дворах.
Настоящий идиотизм!
Если бы не показали, ни за что б не нашли.
В Яшме дорого и только для командированных. Зато люди там работают хорошие, рассказали нам о гостинице Беломорье, про которую мы не знали. Находится на улице Трудовая дом тоже два. Ехать минут пять, но не успели, сильнейший ветер поднял тучи пуха и пыли и почти сразу шквал дождя с градом. Еле успели спрятаться под навесом, метрах в двухстах от заветной цели.
Нас поселили в одноместный номер за 640 рублей. Двухместный номер стоит 800. Горячая вода в номере, магазин в этом же здании.
---------------------------------------------------------------------------