На днях обнаружил странные факты относительно каретки и шатунов.
Во-первых, каретка, оказывается, стоит в кареточной трубе несимметрично, а смещена немного в правую сторону. Я взял RPM, квадрат 68/127.5. Отмерил от фланца 68/2=34 мм - это будет середина рамы. Тогда получается, что правый конец оси отстоит от нее на 3 мм больше, чем левый!
Во-вторых, оказалось, что разные шатуны имеют разную степень симметрии. А именно, правый шатун (положение педали), как правило, выступает от оси каретки больше, чем левый. У шатунов RPM (дабл, сняти с Мериды Speeder) форма шатунов почти симметричная. А вот у SR Santour (с Мериды гамма-рей) правый шатун на >10 изогнут сильнее левого. Это означает, что при симметричных перьях рамы он будет дальше от оси велосипеда, чем левый. К этому немного еще добавляет асимметрия каретки. Получается, что велосипедист сидит "боком". Хорошо еще, если шатуны не упираются в раму. Дело в том, что Q-фактор шатунов примерно одинаков и большая кривизна правого шатуна автоматически приводит к тому, что левый шатун оказывается более прямым и может задевать за перо рамы.
Раньше я пытался измерять Q-фактор шатунов по правому шатуну относительно рамы, не подозревая, что левый шатун может отстоять от нее на другое расстояние. Просто ужас какой-то! Кстати, асимметрию шатунов можно увидеть, приложив их друг к другу "валетом".