Май 2012. Мы снова за границей. На этот раз в Турции. Снова походом руководит Галина Юрасова. А это значит, что все продумано, подсчитано, учтено. Традиционный отчет с фотографиями, названиями и цифрами "от Гали" читайте на livecrimea.com. Воспользуюсь опытом описания нашей поездки в Норвегию. Кому интересно смотрите про нее здесь: http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=127939. В статье использованы фотографии участников похода. Итак:
Turkey.jpg
Турция. Немаленькая такая страна. 1600 км с запада на восток и 600 с севера на юг. За две недели на велосипеде всю не объедешь. Да мы и не планировали. Стартовав в Каппадокии, мы проехали через национальный парк Аладаглар к Средиземному морю. Итого около 700 км с максимальным подъемом на 1850 м.
Road.jpg
Дороги. Железные дороги в Турции не развиты, поэтому бОльшая часть внутренних перевозок, как грузовых, так и пассажирских, осуществляется автотранспортом. Основные направления соединены шикарными современными автомагистралями. Прямыми, широкими, гладкими, ПЛАТНЫМИ. Параллельно им есть обычные шоссе (бесплатные). Не такие прямые и широкие, но гладкие и чистые. И загруженные. Катиться по ним легко, но удовольствия не получаешь. Шоссе - это вообще не наш метод. Нам бы дорогу не такую оживленную. Таких сколько угодно. Только асфальта на все не хватило. Множество дорог местного значения (отмеченных на всех картах) не имеют твердого покрытия. "Село неасфальтированное" это про Турцию. Обычно главная площадь села (та, что перед мечетью) выложена плиткой. Асфальт может быть только на главной улице, а может и вовсе отсутствовать. А еще может быть так. Два села соединены асфальтированной дорогой, а дальше только грунтовки во всех направлениях. Отдельное слово о грунтовках. Они на удивление РОВНЫЕ. На них иногда может встретиться "стиральная доска" или несколько луж, но колеи (оставленные а/м ГАЗ-66 или "Урал") отсутствуют (видимо из-за отсутствия этих самых а/м). По лесной грунтовке, соединяющей два села через перевал (1200 м. н.у.м.), свободно проезжает легковой автомобиль (например, самый популярный в стране (как мне показалось) Renault 9). Там где движение интенсивное на дороге есть разделительная полоса. Часто с противоослепляющим экраном. Даже мосты на автомагистралях разные для разных направлений. Видимо, турки любят ездить по "встречке". На шоссе нет пешеходных переходов. Точнее они все надземные. Не очень-то удобно каждый раз подниматься по лестнице метров на семь - десять чтобы перейти дорогу. Зато безопасно. Новые автомагистрали - это царство мостов, тоннелей и развязок. Хорошо, что мы по ним (развязкам) не ездили. Очень запутано. Автобус от главного автовокзала до Стамбула минут десять петлял по развязкам, а потом мы снова увидели автовокзал в двухстах метрах от себя
. Странной особенностью нашего маршрута было то, что если ехать по ущелью вдоль течения реки, то дорога не опускается, а постепенно забирает выше по склону и выводит на плато или перевал.
Bikeroad.jpg
Велодорожки. Где-то в Стамбуле однажды встретили знак "Велодорожка". Но это и всё. На крупных шоссе, справа, есть полоса шириною метра три, отделенная от остальной дороги сплошной. По этой полосе никто не ездит. Пользуйтесь! Водители к велотуристам относятся корректно. Если сигналят - значит приветствуют. А то и подвезти предложат (бесплатно). В Турции есть свой "Ралларвеген" (для тех, кто не в курсе - это известный веломаршрут в Норвегии) - дорога от города Позанты (тур. Pozanti) через каньон Киликийские ворота. Как и в Норвегии эта, по большей части, грунтовка некогда обслуживала, проходящую по каньону, железную дорогу. Каньон очень узкий. Камнем можно перебросить. Значит метров тридцать. Нельзя сказать однозначно в какую сторону по этой дороге ехать интереснее (или хотя бы проще). Завораживающие виды будут открываться за каждым поворотом. Порою, дорога идет по полке вырубленной в вертикальной скале. Т.е. скала будет снизу, сбоку и над головой. А еще там есть очаровательный и абсолютно дикий тоннель. Колориту придают развалины построек некогда обслуживавших дорогу. Заросшие кустами и деревьями они напоминают руины древнего замка. А может, и были когда-то этим замком. Ущелье-то, в прошлом, имело стратегическое значение. Там есть пара мест, где видно, как железная дорога выходит из тоннеля на мост, только для того, чтобы снова нырнуть в тоннель. С какой бы стороны вы не ехали, будет очень крутая и довольно длинная горка. На местном языке подъём называется "рампа". Теперь это "пароль" для участников похода. Воспользуйтесь советом. Возьмите запасную камеру. Наденьте её через плечо и зацепите за подседельный штырь. Тянуть велосипед легче, чем толкать. Камеру конечно жалко. Но она, в отличие от капроновой стропы (мой случай), амортизирует рывок и не так больно врезается в грудь.
Tunnel3.jpg
Тоннели. Кроме, описанных выше, тоннели есть и на шоссе. Обычно парные. Всегда отделаны бетоном и освещены. Нам туда было не надо. Так что не могу сказать можно ли по ним ездить на велосипеде.
Sign1.jpg
Дорожные знаки во всем мире одинаковы. Однако... Замеченные отличия: "Направление поворота" - красные уголки на белом фоне, а не белые на красном. "Обгон запрещен" - встречается двух видов: "как у нас" и с двумя черными машинками, одна из которых наискосок перечеркнута красной полосой. "Конец всех запретов и ограничений" - одна жирная черная косая линия вместо пяти тонких. Так же и на остальных знаках отменяющих ограничения. Километровые столбики черно-серебристые. На них же указан номер маршрута. Знаки не дублируются на разных сторонах дороги. Отдельно отмечу детализацию на дорожных знаках "Пешеходный переход" и "Дети". Очень красиво и разнообразно. Порою с разных сторон дороги графика знака сильно отличается. Не удивляйтесь, если вам придется толкать велосипед в гору по асфальту на участке, отмеченном знаком "Крутой подъем" с градиентом 5%. У турок, видимо, свои проценты.