Форум Velomania.ru - Крути правильно! Техника кругового педалирования - просто о сложном. - Дневники

Крути правильно! Техника кругового педалирования - просто о сложном.

Нажимать на педаль достаточно легко. Ты просто давишь на неё, и велосипед едет вперёд, правильно? Однако отличное педалирование - это совсем другая история. Тебе нужно постоянно работать на высокой мощности, контролировать круг диаметром около 350 миллиметров и постоянно прилагать силу ровно перпендикулярно к шатунам. Лопес Б., Маккормак Л., "Мастерство езды на маунтинбайке".

Возможно, вы уже слышали, что существует "техника кругового педалирования". И скорее всего слышали, что данное понятие неразрывно связано с контактными педалями. Если встречали людей на контактах и интересовались, что они дают, то получали ответ, что за счёт сцепления с педалями можно не только давить на них, но и тянуть, отсюда и рост мощности чуть ли не в два раза и вообще... Я тоже это слышал и уже собирался ставить себе контактные педали, чтобы ездить быстрее и легче. Однако консультант в веломагазине, у которого я поинтересовался, какие контакты выбрать, уточнил, для чего они мне нужны. И на мой удивлённый ответ - чтобы эффективнее крутить, заметил, что для этого нужно технику ставить, а не контакты, а сами по себе контакты КПД сильно не поднимут. (Что же на самом деле дают контакты - это отдельный разговор, здесь на этом останавливать не буду, вернёмся к теме статьи - технике).

Заронил он мне в душу зерно сомнения, решил я разузнать про эту самую технику. Спросил у Яндекса, но Яндекс в ответ выдал статьи двух видов. В одних говорится - поставьте контактные педали и будет вам счастье за счёт того, что сможете не только давить на педали, но и тянуть (это мы уже слышали). И другие, где тоже говорится о необходимости использования контактных педалей для техники кругового педалирования, а затем идёт заумное описание типа такого "Передняя зона является первой основной, ее преодолевание происходит за счет того, что разгибаются голень и бедро и сгибается стопа. Направление усилий группы мышц происходит сверху вниз." Ясно только, что без контактов тут не разобраться :-)

И только из книги "Мастерство езды на маунтинбайке" (Лопес Б., Маккормак Л. http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/sport/mounskil/) наконец узнал, в чём же заключается смысл кругового педалирования. В книге тоже есть описание, что нужно делать в каком секторе и притом достаточно практическое, но главное, что описана суть кругового педалирования, притом весь его смысл выражает несколькими словами. Итак, барабанная дробь - на самом деле вся суть кругового педалирования уже целиком и полностью раскрыта в эпиграфе к статье - "нужно постоянно прилагать силу ровно перпендикулярно к шатунам" или то же самое другими словами - усилие должно быть направлено по касательной к окружности, рисуемой шатунами. Именно так, весь смысл кругового педалирования заключен в одной фразе. Под каким углом находится ступня и на сколько процентов в какой момент действуют определенные мышцы - это всё вторично и может отличаться от посадки и антропометрических особенностей (например, в верхней точке пятка может быть выше или ниже пальцев). В любом случае для эффективного педалирования необходимо стараться прилагать силу перпендикулярно шатунам в любой точке.

Со смыслом кругового педалирования разобрались, а теперь ключевая практическая рекомендация из той же книги. При прохождении нижней точки необходимо вытягивать ступню и стараться продавливать педаль назад за счет бицепса бедра. "Движение должно быть таким, словно ты счищаешь собачьи экскременты с подошвы." О том же говорится в ролике про эффективное педалирование от проекта GMBN (https://www.youtube.com/watch?v=xYVykIyZ5t8), на который наткнулся уже в процессе подготовки данной статьи. И терминология в видео используется аналогичная :-) И этому есть простое объяснение (тому, что акцент сделан именно на этом действии :-)) - оно позволяет пройти "мёртвую зону", когда шатуны вертикальны. Очевидно, что если в этом положении просто давить на обе педали строго сверху вниз, шатуны двигаться никуда не будут, тут приходится вверху проталкивать шатун вперед, а внизу - назад. Но толчок внизу будет мощнее, чем вытягивание ноги вперед в верхней точке, да и сцепление с педалью наверху хуже (хотя с контактными педалями вопрос о сцеплении не стоит).

Пожалуй, это и всё что нужно знать о технике педалирования на "бытовом" уровне: усилие должно быть направлено перпендикулярно шатунам и проталкивать педаль назад в нижней точке. Нетерпеливые могут дальше не читать, а приступать к отработке техники. А если потратите ещё пару минут, то я поделюсь своими ощущениями от кругового педалирования. В первый выезд после "просветления" не собирался много катать, но к счастью не удержался и проехал около 90 км, что дало возможность прочувствовать разницу. Так вот, сразу ощутил, что легче стало поддерживать более высокий каденс и перераспределилась нагрузка с квадрицепсов (передняя поверхность берда) на бицепсы бедра (задняя поверхность). Реально почувствовал после катушки, что поработали и бицепсы бедра, а квардицепсы напротив - забились меньше чем обычно, что при длительной езде весьма полезно.
Так что если хотите прочувствовать разницу, стоит проехать сразу значительное расстояние, следя за техникой. Правда, надо заметить, что тут идёт повышенная нагрузка на голеностоп и у неподготовленного человека излишнее упорство вероятно может привести к травме. Поэтому решайте сами, вводить ли технику постепенно или сразу. А тем, кто дочитал, небольшой бонус - коротенький комплекс для бегунов, в том числе и весьма интересные упражнения на голеностоп https://www.youtube.com/watch?v=3JitI2TCeT0.
И ещё небольшой совет новичкам из личного опыта - пробуйте свои силы в катушках с подготовленными катальцами, только так вы сможете понять, что есть к чему стремиться и что техника имеет значение ;-) (но пробуйте свои силы, если вы готовы закончить маршрут самостоятельно, не став обузой для других).