Команда. Леонид Фишкис, руководитель, Миша и Маша Архиповы, Володя, Надя и Максим(6 лет, велосипед Author Cosmic) К., Боря (9лет, Stels Navigator 470), Яков (6 лет, Haro V20) и я с Марком в велокресле. Яков и Макс ехали без груза (хотя мой сын гордо потребовал багажник), а Боря вёз около 5 килограммов в 30-литровом велорюкзаке.
Маршрут. Смоленск - Жуково - Аполье - Холм - Шапы - Корево - Пржевальское - Евсеевка - Абрамовщина - Королевщина - Ильино - Бенцы - Старая Торопа. Целью путешествия было посетить национальный парк Смоленское Поозерье.
Рельеф. Сначала спуски постоянно сменялись подъёмами, и дети оттачивали мастерство переключени передач и кручения педалей. Но к середине маршрута дорога сгладилась.
Покрытие дорог. Местами бывал асфальт. Местами - то, что местные власти называют "асфальтовым покрытием". Много песка. Дороги с покрытием из щебня, из гравия, вовсе без покрытия, вовсе не дороги. "Вовсе не дорог" было километров 15.
Километраж и скорость. 1 день - 38 км., 2-й - 43 км, 3-й - 50 (не хотели столько, но так получилось), 4-й - днёвка, радиалка на 33 км, 5-й - 41, 6-й - 31, 7- 24 (полуднёвка), 8 - 19 (полуднёвка). Итого: 279 километров.
Клещи. Штук 15 сняли ползающими, два успели впиться в Янкеля, причём второго нашли только в ванне в Москве.
Остальные. Много муравьёв, кое-где сложно выбрать место под палатку. Змей видели штуки 3, на полях занудствовала мошка, хорошо хоть комаров не было. Из домашних животных преобладали собаки, обычно смирные. Единственным исключением была такса в Пржевальском. Казалось, она всю жизнь ждала момента, чтоб броситься на велосипедиста, и, завидев нас, ринулась поперёк дороги прямо под колёса жигулей. Водитель жигулей отделался испугом.
Стоянки. Дров везде много, вода тоже есть часто. Красивая стоянка с сосновым бором встретилась нам только в последний день, в остальное время ночевали в ольшанниках и березняках.
Погода. Великолепная. Многие даже обгорели.
Местные. Старики в вымирающих деревнях охали и были бы рады с нами пообщаться. 1 мая стало страшновато, когда мы поняли, насколько пьяны водители встречных машин.
Неделя перед походом выдалась адская. Шитьё, завал на работе. Еле успела подготовить детям велосипеды, даже раскладку взял на себя Лёня, мой муж. Он же искал в интернете отчёты по Смоленщине и удивлялся, как их мало. По апокрифам, какой-то человек проехал по предполагаемому маршруту, но что с ним стало дальше, мы так и не узнали.
Центральной точкой похода должен был стать национальный парк Смоленское Поозёрье, а самым сложным местом - партизанский переход из Смоленской в Тверскую область. Карты расходились в показаниях, и смоленские туристы уличали их во лжи. Были намечены обходные манёвры - заезд через Рудню, если будет плохая погода.
Ехали мы в каком-то шикарном поезде с авиационными туалетами (очень удобно - никакой санитарной зоны) и кондиционером. Пока мы собирали велосипеды, Мишу уволокли в милицию, давать показания по какому-то вздорному делу: пьяная баба в их вагоне заявила, что проводница назло облила её кофе.
Мы проголодались и двинулись к центру города в надежде найти Макдональдс и осмотреть Смоленск. Найти едальню нам удалось с огромным трудом - и то основу нашего завтрака составили плюшки из соседней кондитерской. А город красивый, древний, но неухоженный. Как смоленчане ездят по такому асфальту - непонятно.
Удивлённые мужики у пивного ларька показывали на нас пальцем: "Ы-ы-ы". Мы напоминали небольшое стадо зубров с молодью.
Наконец, мимо танка на постаменте, мимо Печёрска, выехали с оживлённых трасс и покатили потихонечку. Мимо полей, болот и лесков, по холмам. Дети быстро освоили переключение передач, и к концу похода стало ясно, что Янкелю его 6 передач маловато (на такие велосипеды как у него больше не ставят ) На третий день появились песчаные дороги, на них учились ездить не только дети, но и я. Лишь Лёня, кажется, проедет где угодно. Потом дорога стала "лесной", а вскоре совсем кончилась, лишь изредка напоминая о себе заболоченной колеёй. Когда появилась грунтовка, а вслед за ней шикарная дорога, покрытая щебёнкой, мы возликовали и решили поднапрячься, чтобы проехать 14 километров до Пржевальского и ночевать на турбазе. Формально, в национальном парке запрещены "дикие" стоянки, зато есть можно стоять в местах, специально для этого предназначенных. Правда, километров оказалось не 14, а 21. Но мы пели песни и читали стихи. Для меня это был сложный цирковой трюк. Когда дети слушают, они невольно приближаются к моему велосипеду и норовят подрезать или вытеснить в кювет.
На перекрёстке с асфальтовой дорогой около Пржевальского висит большой информационный щит с телефонами турбаз и санатория. Однако, не доезжая до "Чайки", у поворота на дер. Никитенки, мы видим предложение "Дом баня, веник". Хозяин запросил 2500 за день с нашими спальниками за 4 комнаты+кухня+баня. Удобства в доме. Кирпичные хоромы с огромным числом спальных мест и оборудованной кухней. Павел, хозяин, - художник, несколько чудной, но талантливый. Он предложил нам мангал, но в первый день мы так устали, что не хотели ничего, кроме еды и сна. Зато на второй день была баня и был веник, и это была лучшая русская баня в моей жизни.
Национальный парк прекрасен. Его озёра - Рытое, Чисток, Дго, Петровское, Балакиревское - не похожи друг на друга и каждое восхитительно. Аисты намётывают огромные гнёзда на крышах и водонапорных башнях и стоят-позируют. Хотя, пожалуй, пара летящих аистов была ещё красивей. Дороги в парке отменные, стоят указатели. Я рекомендую съездить туда хоть раз - это такая Россия, которую нельзя не любить.
Утром пятого дня мы довольно живо собрались и двинулись на север. В последней жилой деревне Поозёрья встреченная бабка подтвердила, что да, дорога есть, и даже сухая. Глумилась наверное. Дорога, конечно, была, правда, по ней нельзя было ехать. За нежилой Абрамовщиной (а ведь огромная была деревня) мы сошли с нужной колеи и вышли к реке Ельше, но довольно быстро сориентировались и берегом проломились обратно на дорогу. С утра под девизом "А посуда вперёд и вперёд по лесам и болотам идёт", протащились в Ореховщину. Там, наконец, началась грунтовка, а вскоре показалась нормальная дорога. Увидев ещё через несколько километров асфальт, мы возликовали и решили, что "золотой ключик у нас в кармане". Наивные. Местная администрация считает, что бесконечные колдобины дешевле засыпать песком, чем класть новый асфальт. Скорость упала до 11 км/ч. Завиднелись озёра. Но и тут облом - по берегам тёмный ольшанник с клещами. Все хотят сосен. Теперь мы поняли, почему так мало отчётов: маршрут не очень красивый. Да, мало машин и населёнки. Да дикие края. Но глаз не радовался.
До Старой Торопы оставалось, однако, не более 43 километров, в основном,по асфальту. Поэтому когда мы увидели сосновый бор на берегу озера, километрах в 3, не доезжая дер. Бенцы, мы сошлись на том, что проведём там всё "лишнее" время - остаток седьмого и первую половину восьмого дня. С утра светило солнце, Володя с детьми пошёл кидать спининг и выловил трёх щук. Рыбу мы поджарили как шашлык, на палочках, и её оценили даже мои привередливые дети (причём все трое).
Неприятным сюрпризом оказалось отсутствие хлеба во всех магазинах Старой Торопы. На мои жалостливые просьбы, продавщица вытащила из-под прилавка собственную буханку, отрезала мне половину, ворча тихонько, что "до утра дотяну как-нибудь".
Марька обнаружил, что может ходить, держась за чьи-нибудь две руки. Открытие это так его возбудило, что он еле уснул в поезде.
А потом была Москва в полшестого, быстро-быстро в электричку, в сад, в школу, на работу...
Поход нам удался. Мы пообщались, повидали новые места, провели время вдали от московской гари. Велотуризм с детьми оказался приятным и вполне спортивным. Даже 6-летка прекрасно катается, особенно в хорошей компании и под песенки. Думаю, самое лучшее мнение о велотуризме сложилось у Маркуса, тем более, что баранки в Смоленской области мягкие и вкусные.