При одном и том же давлении податливость резины на 30% зависит от толщины стенки и на 70% от соотношения между шириной шины и шириной обода. Соотношения бывают:
- Аэродинамическое - 1.0, т.е. шина той же ширины что и обод. Нет ступеньки на переходе, но очень дубово.
- Классическое \ историческое. Оно равно 1.6 и не обусловлено ничем кроме возможностей резины прошлого века. Все ещё довольно дубово.
- Комфортное - 2.1. Максимальная податливость. Может и больше можно, но сам не пробовал.
Изменением соотношения от классического до комфортного можно регулировать сколько шина будет проглатывать сама, а сколько передавать на колесо и раму. При 2.1 демпфирование близко к полному, то есть по неровностям в пределах своей толщины шина ищет как по асфальту. Но влет на что-то более крупное чреват пробоем до обода. При 1.6 пробой практически исключен (резина гнет обод, но не дырявит камеру) но и демпфирование условное - пинки в руль и все такое. Итого: для асфальта и незлых грунтовок смело выбираем 2.1, а если калибр неровностей не ограничен - имеет смысл ради безопасности взять поменьше. Или велосипед с подвеской. Чем меньше соотношение, тем большую роль играет толщина стенки.
Это было про демпфирование, а теперь про его качество. Полное проглатывание шиной неровностей возможно только при точном подборе ее несущей способности под вес седока. При неизменном соотношении ширины несущая способность зависит от объема воздуха в шине - и только от него. А это значит что в каждом типоразмере есть только одна ширина шины, которая обеспечит максимальный комфорт. Скажем для тушки весом 90-95 кило это будет 622х32 или 559х47, или 507х55 и т.д. - смысл в том чтобы внутренний объем не менялся. Если несущая способность будет избыточной, то после проезда кочки колесо будет подскакивать как баскетбольный мяч, если недостаточной - уменьшится зазор до пробоя без каких-либо полезных эффектов.
Вся эта подстройка полностью устраняет необходимость манипуляции с давлением: всегда держим на уровне наилучшего наката.
А пытаться прыгать между разными моделями одного размера и одного класса... Ну, какая-то разница будет, но все это, по большому счету, пальцем в небо. Комплексно надо подходить.
-