Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
Думаю что еще на пенни-фартингах. Просто их рассчитывать сложнее, поэтому в статью и не попали. Чем сильнее разведены спицы, тем большую свободу упругой деформации получает обод и тем мягче колесо в диаметральном направлении. И при этом жестче на скручивание.
Сказал в точку, как Боженька! Я много лет теоретизирую и практикую с физикой колёс - и много чего интересного вывел. Основное касаемо геометрии - чем больше разница в диаметрах фланцев втулки и ERD обода (внутренний диаметр по месту установки ниппелей) - тем больше можно и нужно сделать крестов. Опять же - чем больше спиц - тем больше перекрестий разумно сделать. Примеры следующие: в 00-х была мода на БМХ колёса на 48 спиц, они штатно делались в 4 креста, а не в три, как традиционно. Ещё более крутой пример - чуваки московские делают на заказ "пауки", там у огромного переднего колеса - 72 спицы, и, внимание: собрано в 6(!!!) крестов! Углы спиц у обода при этом более чем адекватные, ниппеля не на излом идут. Но если у нас диаметр обода и фланцев втулки (мотор-колеса. ступицы мотоцикла) стремятся к сближению - то тут крестов надо поменьше. Немцы даже в инструкции к втулкам Rohloff пишут: ахтунг, сборка только в 2 креста. Если в 3 зафигачить - в будущем спицы будет рвать у ниппелей от излома из-за большого угла. Идём дальше: мотор-колесо с диаметром фланца 230мм, популярный форм-фактор для движков директ-драйв в 1000Вт. Спицуем в 20" обод: его посадка 406мм, а ERD и того меньше. Выход??? Сборка в 0 крестов, как ни парадоксально! Да, эту штуку в 1кВт мощности мы собираем солнышком, что, казалось бы, рушит все законы спицевания и Шелдон Браун в гробу переворачивается Но схема рабочая. Мы разработали это экспериментально несколько лет назад. Ничего не вырывает. Даже китайцы наводнили рынок киловаттниками 20-ми, которые собраны радиально. Но: не вздумайте без полного комплекта защиты делать стоппи на 26-м традиционном колесе, которое по незнанию матчасти собрали солнцем: стоочково его в дугу свернёт до разрушения, ибо велика разница обода и фланцев втулки. Всё, я кончил