История этого велосипеда начинается в 2014 году, когда мне посчастливилось стать обладателем б/у складного горного велосипеда (с 26" колёсами и нормальной геометрией) Dahon Matrix.
Этот велосипед стоил 18 тыс. рублей на барахолке, и ещё немного было потрачено на апгрейд. Сначала я хотел сделать из него электровелосипед, но после того, как немного поездил на нём, понял, что это не нужно, он и сам по себе неплохо катит. После двухподвеса (Giant Trance X) чувствовалась приятная лёгкость хода. Решено было немного уменьшить его вес, и сделать из него ситибайк для поездок на работу и катания после работы. Благодаря тому, что рама складная, велосипед легко можно заносить в метро. Я думал, что буду ездить на нём летом с работы на вокзал и от станции - на дачу. Ещё неплохая возможность - положить велосипед в багажник и поехать до парка. Также можно проехать на велосипеде по городу в режиме "куда глаза глядят", и возвращаться обратно на общественном транспорте.
Велосипед был укомплектован сравнительно неплохой навеской уровня Shimano Deore/Sram X7. На было написано, что велосипед предназначен только для езды по ровным дорогам, никакого бездорожья, прыжков и прочих радостей на нём ездить нельзя. Впрочем, я решил, что если аккуратно и технично спрыгивать с бордюров, ничего плохого не случится.
Я купил карбоновую вилку весом 560 грамм, и поставил вместо штатного пружинного сантура, сбросил сразу почти 2 кг. Стало легче носить велосипед по лестницам (я сразу решил не ездить по ним на складной раме, чтобы не сложилась раньше времени). Потом заменил подседельный штырь на карбоновый. В оригинальном подседельном штыре скрывался насос (Bio-Logic PostPump), но он не работал, и только создавал лишний вес. Чтобы нормально ездить, поставил контактные педали Time, завалявшиеся у меня ещё с первого велосипеда (педали уже старые и люфтят, но вполне себе ездят). Немного поработал и над внешним видом - сменил рубашки на ярко-зелёные (нашёл также грипсы ESI немного похожего цвета).
Также для езды по городу очень пригодились полноразмерные крылья SKS Chromoplastics. Крепёж переднего крыла пришлось прикрутить изолентой к перьям вилки. К сожалению, даже эти крылья не полностью закрывают от грязи, летящей из луж с переднего колеса на ботинки.
На велостоянке рядом со своей работой видел такое решение против грязи с переднего колеса:
Но так и не решился на такой колхоз.
Всё было прекрасно, я ездил на работу летом и зимой (пока не построили метро Технопарк).
Немного катал ребёнка в велосипедном кресле (крепёж Hamax неплохо встал на эту раму). Однако, возможностями складывания я пользовался очень редко. Даже в багажник сложенный велосипед плохо влезал, приходилось снимать ещё и руль (что немного проще благодаря выносу NVO, но всё-таки не прибавляло радости). Ездить по городу, кроме как на работу, я почти перестал, при первой возможности брал двухподвес и ехал в Битцу наслаждаться природой и битцевскими трейлами. Поэтому вариант с возвращением на метро я так ни разу и не использовал.
При педалировании стоя, в узлах рамы что-то скрипело, я смазал узлы графитовой смазкой, но скрип лишь немного уменьшился, и я подумал, что от этого скрипа никак не избавиться. Узлы есть узлы, алюминий трётся об алюминий, и скрип неизбежен. Последнее время рама даже стала меньше скрипеть.
И вот, прекрасным солнечным утром 29 марта случилось то, о чём я думал раньше, но никак не предполагал, что оно случится. Я заехал немного покрутить перед работой в Коломенское. Снег почти растаял, пели птицы, светило солнышко, и когда я заезжал вверх по дороге, вымощенной большими булыжниками,
мне показалось, что велосипед ведёт себя как-то немного странно, по ощущениям, как бы немного прибавилось мягкости. Я нормально доехал до перекрёстка у метро Коломенская, а там спрыгнул с бордюра и немного рванул, чтобы успеть из правого ряда, где машины поворачивают направо, во второй. И когда я встал и с силой начал крутить педали, внизу раздался какой-то стук. Я удивился - неужели цепь проскакивает, ведь она почти новая, и трансмиссия не прошла и двух тысяч километров. Проехав перекрёсток, я уже почти въехал на мост, и понял, что причина вовсе не в цепи. Я посмотрел вниз, и увидел, что нижняя труба рамы лопнула как раз над узлом складывания рамы, и на каждой неровности эта конструкция пружинила, хорошо ещё, что верхняя часть выдерживала эти нагрузки и не сложилась где-нибудь посреди перекрёстка.
Расстроенный, я повёл велосипед домой, и стал думать о возможных вариантах решения.
Ещё летом я подумал, что если эта складная рама сложится, я куплю на замену карбоновую раму. Давно хотел собрать лёгкий карбоновый велосипед. Китайские карбоновые рамы были уже сравнительно недорогими.
Как-то в июле 2015 года, на гонке "Три бревна" в Покровке, я встретил Виктора Шувалова vshuvalov, с которым я как-то пару раз заказывал велосипедные железки в зарубежных интернет-магазинах. У него был чёрный карбоновый велосипед, посмотрев на который, я решил, что точно куплю себе что-нибудь подобное на замену. То, что произошло дальше, можно считать загадочным совпадением.
Я зашёл на барахолку на форуме velomania, и сразу нашёл подходящий вариант на замену сломанной. Стоила эта рама всего 12345 руб. В объявлении была ссылка на предыдущее объявление о продаже, а там примерно через одну ссылку была ссылка на объявление Виктора, который продавал эту раму в конце 2015 года. С тех пор рама сменила двух или трёх владельцев, и ни у кого не задержалась надолго. Так эта рама в итоге и оказалась у меня.
Купив раму, я всё же немного помучился сомнениями, нужно ли пересобирать велосипед, или лучше всё-таки заварить сломанную раму у Олега Халикова.
Поменяв раму на карбоновую, я получил бы следующие минусы:
- Минус 1.4 кг (невероятно - вдвое легче);
- Минус скрип узлов складывания рамы при педалировании стоя;
- Минус возможность поставить детское кресло (хотя пора уже ребёнку кататься самому);
- Минус возможность складывания (а сколько раз за 1.5 года это понадобилось?);
- Минус 2 см штока вилки (лишнее придётся отпилить);
- Минус крепления для полноразмерных крыльев (здравствуй колхоз, стяжки и двусторонний скотч).
Новая рама круче, а старая более утилитарная.
В итоге я решил и пересобрать, и на всякий случай заварить старую раму (карбон тоже ломается).
В перспективе, на новой карбоновой раме можно будет собрать совсем другой велосипед - хардтейл для лёгкого кросс-кантри.
Когда я разобрал Dahon и начал собирать велосипед на новой раме, оказалось, что почти всё моё оборудование прекрасно к ней подходит. Переставил всё как было. Отличилась только каретка - у неё оказался вал длиной 103 мм, и при установке звёзды упёрлись в раму. У меня завалялась почти новая каретка под квадрат с валом 122.5 мм, но она великовата, потом поменяю на 113, или вместе с системой - на современную, с внешними подшипниками. Ну и рубашки тросиков пришлось немного подрезать. Даже подседельный штырь 27.2 мм, как оказалось, в Dahon вставили с переходником на 31.6. Так я пересобрал весь велосипед на новой раме, не потратив почти ни копейки.
Вес получился примерно 12 кг.
Блестящая вилка смотрится немного странно с матовой рамой.
Рубашку переднего переключателя пока решил не резать, оставил как есть.
В раздумьях, надевать крылья, или подождать более хорошей погоды.
Надеюсь, у меня эта рама задержится дольше, чем у двух предыдущих владельцев.