Touma, Здесь интересно
Touma, Здесь интересно
Не, тайга - это громко сказано. Сама орловская часть этих лесов для велика не очень интересна - пески. Леса всё больше сосновые нестарые. Создавал как-то тут тему про тот край-
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=236761
Есть трек от Полесья до Брянска грунтами - там 100+км грунта (+ чуть негрунта), правда, по морозу. Летом там жужжащий и песочный ад будет. Но там и кроме леса есть кое-что для посетить...
Если нужны леса - езжайте на южную кромку брянских лесов - по следам Веломота. Либо несколько севернее Брянска.
По теме -
Мценск - Белёв - Козельск ездили, кинете трек - может чего подскажу.
"Чтобы жить километрами,
А не квадратными метрами..."
Что там ещё есть между Полесьем и Брянском…
Вот например тема –
http://forum.bryansk-velo.ru/index.p...76847#msg76847
Отчёта там пока что нет – так, пара десятков фоток. Когда-нибудь будет.
Трек оттуда -
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fnzlfnqiowyiapnz
Начало трека – немного по Орловскому Полесью. Местами асфальт даже.
Около точки 42км – полный сход на грунт. Далее дороги вполне себе уверенные, но в другие времена года (тут ехали в мороз) было бы несколько км пешки из-за песков.
Точка 67км… д. Боев бывшей жд ветки Брянск-Дудорово, года 4 как разобранной. Платформа 41-й км. Здесь, да и дальше по треку, в период 10 - 20 октября 1941-го погибала 50-я Армия Брянского фронта. В окружении, в болотах. Река Рессета, река Лютая, Лихое болото. Здесь навсегда остались десятки тысяч человек, другие десятки тысяч были угнаны в плен, лишь несколько тысяч человек смогли выйти к своим – этими ульяново-брянскими лесами и далее в сторону Белёва.
Точка 71км – плёс Мёлуш.
Точка 78 км – урочище (бывшая деревня) Кресты.
Последующий путь после 80км – так называемая офицерская дорога. Названа так потому, что в 70-е годы поисковики поднимали тут много офицеров. Ну а с немецкой стороны, окружение тут держал мотополк СС “Великая Германия”….
Как такое получилось что армия оказалась загнанной в такие места – посмотрите фильм, снятый хвастовичскими краеведами. Каждая часть примерно по 40 минут (первые 8 с половиной минут первой части при первом просмотре могут показаться лишними, но только при первом просмотре…). В целом - так, что наши грамотно обороняли Брянск от многократно превосходившего противника (линия обороны 60км западнее Брянска), но их обошли, с 2 сторон… Брянск занимали со стороны Орла, т.е. с востока... Посмотрите фильм.
Рессета 41 Часть 1
Рессета 41 часть 2
из книги З.В. Зубковой:
"...В октябре перед нами легла Рессета. Никто из солдат, оставшихся в живых солдат 290-й, не забыл это слово. Рессета легла перед нами как страшный рубеж. Слово «окружение» жуткое, но смутное до тех пор, вдруг стало «жестокой явью, более жестокой, чем все пережитое с июня. Война сгустила тут до предела свои ужасы и от каждого потребовала — «Решай!»
Кто знает Рессету, тот знает: выбор был мал и беспощадно огромен — смерть солдата или жизнь предателя...И впервые тут мы увидели тех, кто не нашёл в себе силы с честью сделать сой выбор. Их были единицы, но они были те, кто поверил, что в горьком дыму, вставшем над Родиной, померкли их звёзды. Презренные имена их стёрлись в памяти бойцов прежде, чем разошлись круги над винтовками, которые эти предатели бросили в тёмную воду Рессеты.
...К полудню 13 октября, в урочище Кресты, на голом Лихом болоте скопилось столько людей, повозок, автомашин, пушек, тягачей, что пройти можно было только пробираясь под животами коней, под дышлами бричек или щелями между машинами. Болотная земля прогибалась под ногами, как парусина, под колёсами она лопалась с глухим выдохом. Пушки, подводы ложились брюхом на прихваченную морозцем ржавую, затоптанную жёсткую траву, и вытащить их было нельзя, и тащить их было некуда.
Переправы не было!
Каждые пять минут в реку, туда, где ещё виднелись остатки бревенчатого моста, пачками ложились снаряды. А переправы не было! Под ураганным артиллерийским огнём противника сапёры строили переправу. Из водоворота у реки вырывались потоки людей и машин и устремлялись прочь, на бугры — под огонь танков. Машины вспыхивали. Мёртвые оставались. Живые текли вниз, к Рессете. Кто забыл это?
Сто вариантов собственной смерти увидел тут каждый. А кого и когда устраивал хоть один? Нет, Рессету солдаты 290-й помнят!
К полудню 13 октября не стало полков, батарей, батальонов. Всё перепуталось. Под вечер отошли наши цепи, оборонявшие Хвостовичи, Нехочи, Буяновичи.
Под вечер с бугров потекли к Рессете раненые. Ими были переполнены медпункты. Раненые и больные лежали на машинах, на повозках, на тропинках у реки, на снежной простыне в чахлом осиннике. Сёстры метались над ними, как чайки. Прекрасные, мужественные девушки в серых шинелях! Сколько видели их глаза, сколько вынесли они! Сколько вместило их сердце!
В слепой злобе ревел фашистский снаряд. Падал! И от всего — от надежд и великого сердца — оставалась только воронка. Она дымилась недолго, потом земля впитывала кровь. Земля и кровь были русские...
Под вечер фашисты ударили из пушек по всему Лихому болоту. Снаряды клали не густо. Фашисты готовились к последнему удару, они словно говорили нам: «Видишь, Иван, мы кругом! Думай, Иван, и решай.» Обстрел усилился. А мы уже давно всё решили!
Ночь пришла страшная. Разъединила нас холодной темнотой в час, когда мы больше всего нуждались во взгляде, в слове товарища, в твёрдом голосе командира. А она оставила каждого наедине со своими думами. Сидели у машин, у подвод, в ямках. Молчали. На кашель, на лязг, на скрип отвечал из Заречных кустов вражеский пулемёт. С бугров чугунно отзывалось орудие. Вспыхивал беззвучный сине-белый ослепительный огонь, и затем ужасный треск рвал сердце.
Из тьмы появлялась фигура, склонялась к сидящим, всматривалась в лица, вполголоса бросала: «За мной!». Уходили к реке. Истекал час, и за рекой вспыхивала автоматная трескотня, её заглушали гулкие, холодные голоса крупнокалиберных пулемётов, низко загорались ракеты, и на болото с бугров налетал артиллерийский шквал. Река кипела.
14 октября показалось солнце, холодные его лучи кололи глаза. На Лихое болото прилетели самолёты врага, деловито по очереди они высыпали бомбы на остатки переправы и ушли, просматривая Рессету вниз по течению. Один самолёт остался. Приглушив мотор, лётчик кричал в рупор: — Иван, сдавайся! И швырял листовки. Немцы ждали час, а затем осенний ветер принёс на Лихое болото... похоронную музыку! Она текла из оврагов и лощин, где за вражескими танками стояли громкоговорители.
«Уж лучше бы снаряды и пули!» — с отчаянием, с ненавистью думала я. Такие же мысли читала в глазах остальных. Снаряд и пуля рождали ответныю ярость. А эта кладбищенская нудь смертным холодом лилась к сердцу, сжимала спазмами горло. ..."
В Боеве есть обелиск – с надписью – здесь 40 лет назад советские войска прорвали фронт немцев (установлен 14 октября 1981-го). Только нет уточнения, что наши держали эту переправу всего дня два, и воспользоваться прорывом смогли лишь несколько тысяч человек. Ничтожно малые проценты.
Ну, а по маршруту - последующий путь – в целом хорошие грунтовки, но от Николаевки не в мороз нужно ехать на Мирный. И в районе пересечения М3 наши дороги были не очень эстетичны.
Был я там 2 раза, оба раза в том году. Надеюсь и мечтаю найти 1 или 2 дня поехать и в этом. Вообще, интересно вдоль Рессеты проехать, что-то из дорог там видно кое-где. Байдарочники очень эту речку любят. Для москвичей – вариант ехать на 2 дня, со стартом от Сухиничей. Если смогу на 2 дня – то создам тут тему, ну а на однодневный проезд – нужно с Брянска забрасываться.
А в войну – в разные времена в разных местах – Рессета была страшным местом.
Последний раз редактировалось Dron_32_RUS; 08.06.2015 в 09:34.
"Чтобы жить километрами,
А не квадратными метрами..."
Эту тему просматривают: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)