
Сообщение от
velo_vilka
[FONT=verdana]Проще всего устроена эластомерная вилка. Цилиндрической формы элементы надеты на ось. Обычный набор - от 2 до 6 штук разной длины и упругости. Вязко-упругие эластомеры выполняют сразу две функции - упругого элемента и демпфера, и имеют небольшой вес. Но минусов у такого решения много. Малый ход - сильная зависимость от температуры. При низкой эластомер просто "дубеет", и вилка работает как жесткая. При сжатии жесткость сначала возрастает медленно, а в конце хода резко увеличивается; получить приемлемую работу при больших ходах невозможно; трудно регулировать жесткость; слишком мягкие эластомеры достаточно быстро проседают и перестают работать; эластомеры со временем деградируют и теряют свои упругие свойства. Сейчас такие вилки практически не выпускаются. Из удачных моделей можно вспомнить, например, TANGE "Struts".[/FONT][FONT=verdana]Использовать одну пружину плохо. Обязательно нужен демпфер для гашения колебаний, иначе вилка превратится в подобие весело прыгающего мячика. В простых вариантах используют фрикционный демпфер: в старой SCOTT "UniSock" внутри были только пружины, демпфирование происходило за счет трения ног о полиуретановый сальник. Аналогичная система и во многих современных бюджетных вилках для спокойного, комфортного катания, как чисто пружинных, так и пружинно-эластомерных. Способ дешевый, но не слишком качественный. Фрикционный демпфер недостаточно энергоемкий, не регулируется и увеличивает внутреннее трение. Большинство недорогих вилок имеют пружину и эластомер. Иногда и в дорогие вилки ставят эластомеры для дополнительной защиты от пробоя. Пружина отрабатывает мелкие неровности, эластомер подключается на средних и больших. Если эластомеры не справляются, то надо ставить дополнительный демпфер.[/FONT]
[FONT=verdana]Хороший демпфер серьезно улучшает работу вилки. Наиболее проработаны и распространены воздушный демпфер, масляный картридж, открытая масляная ванна. Идея демпфера проста. При качании колеса поршень, связанный с его осью, перегоняет жидкость или газ из одной полости цилиндра амортизатора в другую. В момент удара, при сжатии, поршень движется с небольшим замедлением. При возврате (отбое) клапан поршня закрывается, и жидкость или газ перетекают обратно через малое отверстие. Энергия удара рассеивается, возникающие колебания гасятся. Меняя сечение, количество отверстий и работу клапана можно регулировать демпфирование при сжатии и отбое. В последнее время для масляных демпферов начинают использовать разного рода инерционные клапаны, давно и хорошо работающие в вилках кроссовых мотоциклов. Эти клапаны настраиваются на скорость изменения нагрузки. Таким образом, можно существенно уменьшить раскачивание вилки и потери энергии при педалировании по гладкому шоссе и оптимальную работу на пересеченной местности - система Terra Logic у вилок FOX.[/FONT]
[FONT=verdana]Воздушный демпфер хорошо показал себя на вилках RST "MOZO PRO", "ZETA TL", "GAMMA TL". Регулировок и настроек демпфирования не предусмотрено, но работа оказалась достаточно стабильной и энергоемкой для того, чтобы выбросить эластомеры, заменив их длинными пружинами, и эксплуатировать "MOZO PRO 3,5" круглогодично с 1997 г. (личный опыт).[/FONT]
[FONT=verdana]Масляный картридж - это герметично закрытый цилиндр. Внутри поршень с клапаном. Настройка осуществляется заменой масла на более вязкое или жидкое. Регулировка - меняется сечение каналов и, соответственно, степень замедления поршня. Какие "плюсы":
- качественная работа;
- хорошая энергоемкость;
- малый вес и габариты;
- слабая зависимость от окружающей температуры. "Минусы":м - малый объем масла;
- сильный нагрев с возможностью повреждения уплотнений и выхода из строя;
- возможность разгерметизации и вытекания масла,
- ограниченная возможность регулировок и применения многопоршневых схем.[/FONT]
[FONT=verdana]Открытая масляная ванна давно применяется в амортизаторах мотоциклов. Фирма Marzocchi впервые использовала эту идею в вилках для байков. В отличие от вилок с демпферными картриджами, весь внутренний объем "ног" используется как масляный резервуар. И маслу вытекать уже некуда. Плюсов много. Все внутренности находятся в масле и постоянно смазываются, реже требуется перебирать и обслуживать вилку, меньше влияние грязи и воды попадающей через сальники, длительный срок службы, очень высокая энергоемкость, большой объем масла не дает перегреваться демпферу, малое давление масла - проще, дешевле уплотнения, больше возможностей для регулировок и использования многопоршневых систем (пример: MANITOU "ТРС" 1 поршень отбоя, 2 поршня сжатия, независимое регулирование), улучшенная чувствительность, орошая работа на больших и малых торчках. Минусы: вес масла - суперлегкая вилка не получится. С открытой масляной ванной сейчас работает очень много вилок от ROCKSHOX, MANITOU, MARZOCCHI, STRATOS, RST, FOX, SCHIMANO DI2 (FS-C810) и т. д.[/FONT]
[FONT=verdana]Для гонок кросс-кантри имеет значение каждый лишний грамм веса, поэтому используют воздушную пружину вместо стальной. Герметичные камеры для воздуха снабжены ниппелем и накачиваются насосом.[/FONT]
[FONT=verdana]Плюсы:
вес - воздух, используемый вместо стальных пружин, существенно облегчает вилку, легкость и простота регулировки - вместо покупки и установки пружин и/или эластомеров можно быстро и бесплатно менять жесткость насосом.[/FONT]
[FONT=verdana]Минусы:
- воздух, как упругий элемент, гораздо хуже стальной пружины; усилие создаваемое пружиной зависит от хода вилки линейно, а у воздуха - сильно нелинейно, так как в начале хода оно почти не меняется, а в конце хода резко возрастает, и вилка работает почти как жесткая;
- высокое давление в камере с большой силой прижимает уплотнения к трубам, из-за этого усилие первоначального сдвига и внутреннее трение резко возрастают,
- пневматика очень чувствительна к загрязнению и повреждениям уплотнений и поверхности труб; через незначительные зазоры воздух легко и быстро уходит, и вилка перестает работать.[/FONT]
[FONT=verdana]Поэтому, кстати, надо надевать резиновые гофры, дабы грязь и вода не попадали внутрь. Для исправления начального участка характеристики ставят негативную пружину или используют двухкамерную систему, например, "Dual Air". Меняя давление в позитивной камере, можно точно подстроить вилку под вес райдера и регулировать характеристику отбоя. Давление воздуха во второй, негативной камере смещает характеристику в линейный диапазон, позволяет точно отрегулировать негативный ход вилки под характер трассы, уменьшает усилие первоначального сдвига и раскачивание при педалировании, применяется во многих воздушных вилках. Например, в вилке от MARZOCCHI "Maraphon S" -две позитивных и одна негативная камера. А в вилках ROCK SHOX "Reba", кроме того, переставляя направляющие втулки внутри вилки можно выбирать ее ход: 85,100 или 115 мм. Трубы покрывают тефлоном или сверхскользким и прочным нитридом титана, уменьшая внутреннее трение и вероятность повреждений. Для гонок малый вес, быстрота работы и жесткость характеристики дают серьезные преимущества, и тут пневматика вне конкуренции. Для фрирайда важна чувствительность, быстрота и некоторая мягкость характеристики. Это обеспечивают стальные пружины. Но уже есть "воздушники" с поведением, близким к фрирайдному, например, "PSYLO RACE" с изменяемым ходом 80-125 мм. Появляются комбинированные системы. К стальной пружине и открытой масляной ванне добавляется воздушная поддержка для точной подстройки жесткости вилки. У ROCK SHOX "JUDI SL Air" это - позитивная камера высокого давления с подкачкой насосом. STRATOS "S", "М" имеют негативную камеру низкого давления и изменяемого объема.[/FONT]
[FONT=verdana]Негативный ход - важная характеристика вилки; это ход, на который вилка сжимается при посадке гонщика на байк. Для уверенной отработки не только бугорков, но и ямок, и для сохранения контакта с землей при отбое считается достаточным иметь негативным 10% от основного хода.[/FONT]