Здравствуйте!
Специально зарегистрировался на этом форуме для того, чтобы попросить помощи гуру. Не пинайте новичка ногами, ладно?
Начну с шокирующего утверждения: велосипеда у меня нет. Вообще. :D Не, ну, есть, конечно... где-то далеко в сарае. А речь я поведу за колесо мотоцикла. Собственно, всё началось с того, что на купленном мотике обнаружилось сильное радиальное биение. Езда напоминала скачку на лошади. В какой-то момент я решил: хватит это терпеть! Снял резину и стал осматривать обод. Вывод был таков: радиальное биение 3-4 мм. Вкупе с не самой брендовой и качественной резиной это давало тот самый эффект дикой тряски на скорости выше 60-70 км/ч.
Ничтоже сумняшеся, я засел за книжки и интернет-мануалы. Мотоциклетные форумы и сайты молчали как партизаны, и только на одном из явофорумов я наткнулся на ссылку на велосайт Караван, где разместили перевод статьи Шелдона Брауна "Wheelbuilding". В общем-то, эта статья дала ответ на большинство моих вопросов. Я решил попробовать выправить колесо "с нуля", то есть расслабить все спицы, заново их протянуть и приступить к выправлению.
Спицы я расслабил. Поставил колесо в вилку мотоцикла, смазал спицы и ниппеля и приступил к действиям. Первое, что говорят все мануалы - "натяните все спицы на одинаковое количество оборотов, чтобы колесо оставалось максимально круглым и отцентрованным". Отлично. Натянул. И вот тут я застопорился. Вот почему.
Все спицы, которые идут к левому фланцу ступицы - натянуты почти одинаково. А вот с правым фланцем беда. Ровно каждая вторая спица болтается (требует минимум 2-3 оборота до касания обода). А остальные спицы натянуты туго. При этом обод сильно кривой в осевом направлении (восьмёрка "влево" порядка 8-9 мм на участке в пол-обода) и в первом приближении ровный в радиальном (яйцо 2-3 мм).
У меня возникает первый вопрос: что мне делать дальше? Натягивать болтающиеся спицы, идущие к правому фланцу? Или приступить к правке восьмёрки "по канонам": ослабить слева, закрутить справа (не обращая внимания на болтанку спиц справа, работая с ними, как будто они натянуты)?
Иначе сформулирую вопрос: что в данном случае должно быть в приоритете перед выправлением обода - равномерный натяг или равномерная длина рабочего участка спиц?
Проштудировал все известные и найденные мануалы. Прочитал от корки до корки "The Bicycle Wheel" by Jobst Brandt. Ответа не нашёл. Все мануалы предполагают, что при начальной сборке обод идеально ровный и не имеет изгибов (в The Bicycle Wheel так и сказано - "Because the rim was round and true before inserting the spokes, it should remain that way if you tighten all spokes uniformly"). Тогда, естественно, все спицы натянутся почти одинаково, если их завернуть на одинаковое кол-во оборотов. А если обод изначально кривой?
Помогите. В выходные выезжать, а я мот разобрал, причём не уверен, что соберу обратно. Чего никогда не умел, так это колёса править, ещё с детства. Захотел, блин, научиться...