My way - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Bikeuser

My way

Оценить эту запись
Введение.
Я осознал, что моё присутствие в темах фэт-раздела очень раздражает многих, моё мнение очень мешает там многим. Ну что ж, я удалил своё присутствие в тех темах.
В то же время, я бы хотел помочь новичкам в вопросах, связанных с фэтами. Я убежден, что разнообразие мнений будет только на пользу. Никакого желания более писать в фэт-темах у меня нет.
Формат дневника мне больше подходит для пространного свободного изъяснения.

История начинается.
Зимой 2018 года я купил свой первый за 30 лет велосипед (очень простой и дешевый гибрид с резиной 700х40С), рассчитывая уже в марте начать кататься по асфальту.
К сожалению март 2018 оказался морозным и снежным. А мне очень хотелось кататься здесь и сейчас, не взирая на снег. Поэтому я потратил пару дней на поиски в Интернете, почитал мнения, в основном на английском языке, и решил купить фэтбайк. Осознавая свои некомпетентность в этом вопросе, я выбрал дешевый фэтбайк Stels 680MD модели 2018 года.
Что было в стоке? Камерные обода, асфальтовая резина Чао-Янг БигМомма, однозвездная система с 34T, Shimano Acera вместе с 8 звездочной кассетой 11-32. Я сразу же купил зимнюю шипованную резину VeeTire Snow Avalanche 26x4.0, то что нашел в Москве с доступностью немедленно. Поменял покрышки, купил сноубордистский шлем вместе с маской.

Первый велоопыт.
Я начал ездить с самого начала марта. Несмотря на то, что я изначально планировал ездить только по асфальту. Я сразу же поехал в ближайший лесопарк, т.к. я не ездил на велосипеде 30 лет и стеснялся выглядеть глупо. По этой же причине я выехал в первый же раз 6 утра, световой день в марте уже позволял это. Это впоследствии и определило всю мою велосипедную жизнь в Москве – кататься по грунтам и очень рано по утрам. Этот режим катания оставлял не тронутым мой ежедневный распорядок дня, не затрагивая ни мою работу, ни мою многочисленную семью.
Ничего не зная про настройки, каденс, давление в колесах, ничего не зная про технику езды на мтб велосипеде, я начал кататься и набирать свой личный опыт.
Покрышки VeeTire Snow Avalanche великолепны на асфальте, но чудовищны на плотном снегу. Причина не в камерах, не в боковинах покрышки, не в якобы дубеющей резине. Причина в форме кнобов протектора – они не ступенчаты, на них нет уступов или скосов в сторону наката колеса. Кнобы VeeTire Snow Avalanche врезаясь в плотный снег очень крепко там застревают и тормозят качение. По льду, по заледеневшему насту, по плотному снегу на котором лежит небольшой слой свежего пухлого снега – эти покрышки отлично катят, а на «снего-бетоне» - не едут.
В апреле снег растаял и я стал кататься в другом парке, где есть и асфальтовые дорожки, и ровные грунтовые дорожки засыпанные мелкой крошкой. Я хотел сберечь шипы покрышек и вернул стоковые асфальтовые Чао-Янг БигМомма. На которых несколько раз внезапно падал на льду поверх луж. Тем не менее я наслаждался катанием. Тогда я еще не читал Веломанию, и тем более не писал туда свои впечатления. На сухом и мокром асфальте, с камерами, Чао-Янг БигМомма были и есть великолепны, накат, не смотря на трудный разгон, очень хорош.

Знакомство с Веломанией и парковые аллеи.
Увлечение заставило меня искать дополнительную информацию о фэтбайках и всего с ними связанного, и наконец привело на Веломанию. Я был ошарашен объемом фэтраздела и числом страниц в каждой теме. Прагматично пролистывая темы, я проникся восторгами завсегдатаев и заказал для начала покрышки Schwalbe Jumbo Jim 26x4 и овальную звезду NW на 32Т.
Попытавшись на форуме описать свои первые впечатления я был удивлен реакцией Веломании: мне быстро объяснили кто я, что у меня на самом деле не фэт а «ашан», и тому подобное. Я не стал следовать экзальтированным советам знатоков и решил ездить на том фэте, что в наличии, учиться на своём опыте, на своих ошибках и своих находках. Впрочем, надо отдать должное, именно на Веломании, я узнал про безкамерную установку покрышек и самодельный воздушный бустер из пластиковой бутылки - то немногое полезное, что я почерпнул из фэт-раздела.
Решая задачу безкамерной установки на моих стоковых камерных ободах, я попробовал несколько описанных в фэт-разделе Веломании способов. Полный провал. Тогда я обратился к опыту, несомненно куда менее элитных, чем Веломания, сообществ, в которых на простом английском, без причуд и сословных формальностей, достаточно подробно и понятно, была расписана технология Гетто-безкамерки. Бустер я собрал немного по другому, используя тройник для садового полива. С первой же попытки Швальбе ЖЖ встала безкамерно.

Возвращение на грунты «дикого» лесопарка.
Ощутив прелесть безкамерной легкой и накатистой ЖЖ, я рискнул вернуться в «дикий» лесопарк, т.к. асфальтовые и гладкие «гаревые» дорожки обустроенного парка мне быстро надоели. Тем более что, с наступлением теплой весенней погоды, даже в 6 утра там стало слишком много пешеходов и велосипедистов.
Собственно фэту на асфальте не место . Да и отрава Веломании уже проникла в моё сознание – я стал стесняться своего стелсофэта на людях, подозревать в ущербности и свой велосипед, и в какой-то мере (велоспедной), и себя самого…
Состояние дорожек и тропинок дикого лесопарка вызывало у меня небывалый восторг: месиво жидкой грязи, залитое глубокими лужами, заваленное валежником от веток до больших бревен, множество лабиринтов тропинок, обходящих «топи» и поваленные деревья. Ливни добавляли интересных маршрутов.
Стелсофэт показал себя в этих условиях великолепно! Потрясающая устойчивость 4” резины, низкий центр тяжести, верткий руль с коротким выносом.
Почти весь май я проездил по лесопарку на ЖЖ, затем поставил Maxxis Minion FBF&FBR, открывая для себя всё новые и новые тихие закоулки лесопарка . Я наслаждался весенним лесом, велоодиночеством в 5 утра, и своим велосипедом.
Но вот грязь стала подсыхать, я уже определился с основными маршрутами по «дикому» лесопарку. Маршрут, вплоть до половины, состоял из участков с большими, высокими (3-5-10 см) корнями хвойных. Пока было грязно, я ездил медленно и корни эти меня только развлекали. Но теперь, поехав быстрее, я понял, что больше не хочу терпеть удары руля по рукам, и что хочу ехать быстрее.
В это время Триал объявил скидки, и я купил хороший хардтейл «плюсовик» с покрышками размерностью 27.5х3”. Стелсофэт отправился на дачу в деревню, находящуюся в другом почвенно-географическом регионе, фактически лесостепном регионе.

Фэт в полях.
Еще в мае я опробовал свой, вывезенный за ненадобностью на дачу еще зимой, простенький гибрид на узких дорожных колесах. Особенности этого гибрида, обошедшегося мне чуть дороже двух покрышек VeeTire Snow Avalanche: трех скоростная планетарная втулка Шимано, ножной задний тормоз, передний тормоз v-brake, амовилка на стальной пружине с эластомеромером.
По сельским грунтовкам гибрид показал себя как допустимым транспортом, за исключением грязевых луж и засохших колей от тракторов и грузовиков. Тем не менее участков с корнями на местных дорогах вдоль полей, лесополос, пойменных лесков и заросших оврагов нет. Не смотря на то что велосипед называется городской гибрид, вид у него аутентично сельский. Не привлекает внимания, удобен багажником для поездок в магазин. Планетарной коробки хватает почти везде, за исключением крутых подъемов из оврага, но что такое 50-100 метров пешком?
Мне было интересно сравнить свои впечатления с тем что пафосно заявлялось в фэт-раделах Веломании: фэт де - это универсальный велосипед и на зиму и на лето, достаточно де сменить зимнюю резину на 4”. Что ж, у меня как раз летняя 4” резина Maxxis Minion FBF&FBR, на которой в диком лесопарке отшибает руки на корнях, вот и попробуем фэт летом в лесостепи.
Попробовал и был неприятно удивлен. Твердая высохшая в камень грунтовка на фэте приводит к тому что он начинает жестко подпрыгивать как мячик. И это на мягких кнобах максиса! Снижение давления помогает исключить «мячик», но существенно снижает накат. Тяжесть раскручивания даже 4” катков по сравнению с узким гибридом. Излишняя гребучесть колес фэта не востребована. Трансмиссии стелсофэта (только ведущая звезда 34Т заменена на овальную 32Т) хватало и там где я был уверен что не заеду. На первом же спуске по дороге в овраг я чуть не улетел – мячик колеса и инерция маховика сделали велосипед практически не управляемым.
Немедленно поделившись этими наблюдениями на Веломании, я получил, образно говоря, ведро помоев на свою голову. В ответ на мои свежие впечатления мне написали: что я не умею ездить, что у меня плохой велосипед, что у меня не та резина, не тот драйвтрейн, что я не умею подбирать давление в фэт колесах, что у меня плохие обода, что тяжелая гетто-безкамерка, что настоящий фэт - отличный велосипед на лето и т.д. Тогда я еще воспринимал Веломанию в части фэта как нечто авторитетное, и задумался что надо бы осенью поменять мой «недовелосипед» на нечто повыше уровнем и подороже раза в 2-3…

Кризис фэта и реальность.
Так или иначе, в поездках по сельским грунтовкам в окрестностях дачи я все чаще выбирал узкий гибрид, чем стелсофэт. Вплоть до конца октября гибрид служил мне отличным траспортом, особенно учитывая новые, более «грунтовые» покрышки.
С наступлением грязи в октябре, я убрал плюсовый хардтейл на хранение, и вернул в «дикий» подмосковный лесопарк стелсофэт. И вот тут стелсофэт вновь проявил себя с лучшей стороны, грязь то подсыхала то набухала, а стелсофэт можно было уверенно заваливать в сильные крены на поворотах без последствий. Тем не менее я уже почти собрал деньги на новый фэт, на Jamis Roughneck, с безкамеркой в стоке, а главное на осях, и еще важнее – с той же трансмиссией что стояла на моём плюсовике (т.е. расходники одного типа). Случилось так, что мне пришлось отложить покупку на месяц. О чем я в последствии нисколько не пожалел.
Первый звоночек прозвенел в ноябре, когда утром температура опустилась до -8. Максисы, имевшие великолепный накат по неровностям и грязи, а также по лесной подстилке, состоявшей из хвои, листвы и тонких веточек, при -8 мне сразу же напомнили якорь VeeTire Snow Avalanche на снегобетоне…
Обратившись за советом на Веломанию, я получил уже ожидаемый ответ, буквально следующее: «велосипед плохой, чугун, ашан, всё заменить». Как бы не так. Поставил опять ЖЖ и стелсофэт покатил!
Наступила снежная зима, дважды за утро слизавшееся переднее колесо заставило переобуть хотя бы на переднее VeeTire Snow Avalanche. Слизывать перестало, но вел стал ехать помедленнее и потяжелее, хотя отлично катил по асфальту и по льду.
Новая зима пришла рано и со снегом. Все дороги и тротуары буквально засыпаны реагентами. И вскоре я обнаружил ржавые пятна на цепи и звездах кассеты. К этому времени я уже имел возможность купить новый фэт Jamis Roughneck, но подумал, посмотрел и не купил.
Что же такое фэт, и какого его место, в моих условиях катания? «Дикий» лесопарк в 500 метрах от дома, и ухоженный парк в 2.5км, месиво реагентов, короткий световой день, снегобетон утоптанных тропинок и лыжных дорожек для конькового шага в лесопарках, возможно асфальт. Нет времени ездить по снегоходкам (эпизодическим рядом), нет возможности тратить целый день на выезд подальше на поезде, нет никакого интереса ездить в темноте (небольшой опыт есть, как и фара), нет никакого желания ковыряться в сугробах.
Что до катания зимой в окрестностях дачи – там даже на спортивных лыжах не походишь, только широкие охотничьи. Есть желание и возможность «физкультурно» ездить в красивом зимнем лесу (уточнение: конечно я про подмосковный лесопарк с натоптанными дорожками). Для этого не нужен хороший фэт. Для этого достаточно 4” фэта с гетто-безкамеркой, с простой дешевой трансмиссией, с которым солевой раствор реагентов не вызывает особого беспокойства, т.е. мне достаточно моего стелсофэта в нынешнем состоянии.

Перспективы.
Не вижу никаких перспектив вкладываться в сколько-нибудь серьезный апгрейд компонентов стелсофэта. Гарантия на раму всего 1 год. Тратиться на вилсет со втулками, которые не подойдут в современный стандарт с through axles, тратиться на дорогую трансмиссию, которую «убивать» зимой включая реагенты, на вилку, которая не подойдет под конусные рулевые с полтора на один и одну восьмую дюйма? Не вижу смысла.
Также не вижу смысла, в своих условиях, и в хорошем фэте со вторым «летним» вилсетом с аммовилкой – рама и трансмиссия будет сильнее изнашиваться зимой по тем же причинам.
Надо просто признать, наша зима - это не лучшее время для хороших велосипедов.
Фактически, всё вышеизложенное и послужило причиной неустранимых противоречий, а также взаимной неприязни и, как я считаю, невозможности в дальнейшем мне что-либо публиковать в фэт-разделе Веломании.

Обновлено 04.04.2019 в 19:15 Bikeuser

Метки: стелс, фэтбайк Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для aartamonov
    Многословно, но интересно. Фэта не было, но мысли завести периодически появляются. Именно на зимний период. Тоже не фанат зимней езды, попробовав это дело на плюс-байке и велокроссовом. Сейчас эпизодически езжу по городу на простом сингле, который не жалко по химии.
  2. Аватар для aartamonov
    Беру свои слова обратно насчёт многословности: для формата дневника все супер, читаю с интересом.
  3. Аватар для Bikeuser
    Цитата Сообщение от aartamonov
    Беру свои слова обратно насчёт многословности: для формата дневника все супер, читаю с интересом.
    Да, пришлось много написать, т.к. без контекста не получается объяснить своё частное мнение. На стелсофэте я продолжаю кататься по лесопарку 2-3 раза в неделю, по 2 часа, скорость ограничивает только самочувствие и состояние снежного покрова. Чаще выезжать нет возможности, да и желания тоже. После перехода на восковой мовиль цепь и звезды перестали ржаветь.
  4. Аватар для aartamonov
    Цитата Сообщение от Bikeuser
    После перехода на восковой мовиль цепь и звезды перестали ржаветь.
    Интересно! У меня сингл, на котором иногда выезжаю зимой по городу. Естественно, ржа появилась. Где купить "восковой мовиль"?
  5. Аватар для Bikeuser
    Цитата Сообщение от aartamonov
    Интересно! У меня сингл, на котором иногда выезжаю зимой по городу. Естественно, ржа появилась. Где купить "восковой мовиль"?
    А я писал недавно где-то в теме про парафиновые смазки, я покупал в ближайшем крупном автомагазине, не думаю что марка принципиальна, https://www.avtoall.ru/antikor_dlya_..._motip-097262/