Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 205.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от снежный мамонт Посмотреть сообщение
    И с шириной не назвездели. Написано 57мм, столько и было (обод 19мм).
    Узкий для такой ширины шины обод, нежёсткое, с повышенным трением качения, колесо получается.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Вообще, по ощущениям, конкретно сошшейник на широкой резине.
    Колёса жёсткими быть должны у шоссейного велосипеда, что труднодостижимо с использованием неузких шин.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    Для 40-й резины нет никакой разницы между 21 (реально больше 22) и 24 мм внутри.
    Обод колеса советского дорожного велосипеда под шину 40 мм внутреннюю ширину имел 25 мм. 
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Применение ободьев малой внутренней глубины типа "ласточка" содействовало снижению трения качения колёс.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ilyamaksimov Посмотреть сообщение
    по езде
    Лет десять тому назад для Старт- шоссе собрал колёса на ободьях 622-13, шины 23-622, ехалось чуть лучше, чем с туристовскими, соответственно 622-20 и 32-622. Установил ободные ленты толщиной 2,5 мм в каждое колесо, ощутимо стало легче передвигаться, скорость движения возросла.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Livestrong1986 Посмотреть сообщение
    Пора переходить на нормальную ширину ободов.
    https://9thwave-cycling.com/product/...gravel-wheels/
    Обод шире внутренне той же глубины, меньше коэффициент трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    На 19мм обод можно поставить что угодно, хоть шоссейные слики, но надо понимать что чем уже резина относительно обода, тем дубовее будет колесо при том же давлении. А выигрыш только в аэродинамике, что для MTB не актуально.
    В трении качения колеса главная выгода, у более жёсткого оно меньшее.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Livestrong1986 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от <Xandr> Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    Узота. Уже и 40 и 45 есть. В другой теме обсуждали.
    На самом деле, даже 32 внутри слишком много, на типичных гравийных покрышках 40-45 сильно страдает обод от камней, гравия. Шире 25 мм ничего толком не дает, кроме проблем. 30ку можно поставить для 2.25 мтб покрышек. Но, почти все гравийные в пролёте.
    Согласен, даже в МТБ с покрышками 2,4-2,6 35мм обода там и не прижились, 29-30 идеальная ширина. А тут в гравийник пытаются 30-37-40-45 обода втиснуть при ширине покрых 40-45-50 мм, да даже для 2,1-2,25 это много. Тупость полнейшая
    Не тупость , разные трассы и задачи. Если трасса техничная с корнями , камнями , ветками , то естественно обод по уже. Если трасса сухая по грунтовкам, без всего выше перечисленного - то можно брать.

    На циклик брал специально узкие обода .так-же как и резина 2,1 и шире не везде нужна. Летом достаточно 38-40мм и даже 35
    Применяются шире внутренне меньшей глубины ободья, как и шины уже, для получения колёс жёстче, с трением качения ниже.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    ставить обода шире, даже сохраняя те же шины
    Вероятно снижение трения качения колёс.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    На колесах свет клином не сошелся, иначе не было бы много разговоров о разнице фюзеляжей\рам
    Влияние рамы с вилкой сводится к разделению весовой нагрузки на колёса велосипеда. 
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Неравномернее весовая нагрузка на колёса, выше их суммарное трение качения.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Livestrong1986 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от <Xandr> Посмотреть сообщение
    на 32-35 обод я бы даже 2.5 порышку не натягивал, не говоря уже про 50
    Никто не заставляет. Каждый сам выбирает на чём катать.
    Условиями езды определяется требуемая жёсткость колеса, и чем они лучше, тем жёстче, с ободом пошире внутренне меньшей глубины и шиной поуже, оно нужно для минимизации потерь энергии на работу сил трения качения.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Pranevich Ihar,
    Советские трубки по накатистости проигрывают даже недорогим современным клинчерам, так что можно ставить что угодно от 60tpi. В трубках, кстати, на глаз примерно столько и есть.
    Дело во внутренне неглубоком ободе под трубку, трение качения такого колеса меньше.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Не настолько лучше чтобы окупало древность конструкции.
    Ощутимо лучше.
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    50+++ евро за трубку, до первого прокола, решение так себе. но едет приятно. это факт. не знаю правда, что роляет больше, колёса или сами трубки. наверняка вилсет за 4к едет чуть по другому чем за 300, даже если оба на трубках. но нравится жуть. простые колёса только на гонки надену
    Сделать можно подобное трубочному колесо из клинчерного, касательно действенности, уменьшив высоту воздуха в шине закладыванием его обода лентой по допустимому максимуму.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от svarog Посмотреть сообщение
    Жесткость колеса намного важнее этих 10-20 грамм
    Колесо жёстче меньше энергии при качении теряет на свои деформации.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    30tpi не едет, независимо от ширины и протектора.
    Жёсткость боковых стенок шины влияет на коэффициент трения качения колеса, и чем она выше, тем он ниже.