Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 205.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    не знаю правда, что роляет больше, колёса или сами трубки. наверняка вилсет за 4к едет чуть по другому чем за 300, даже если оба на трубках. но нравится жуть. простые колёса только на гонки надену
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    не в колёсах счастье
    Тем не менее, колёса с шинами сильно влияют на ощущения от езды, траты энергии велосипедистом.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    мтб это универсальный вел
    Много энергии при качении по нормальному асфальту теряют с неузкими шинами колёса на деформации.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Limonad40 Посмотреть сообщение
    вспоминаю как прямо-таки "прилипал" к асфальту найнер на паре 2.35
    Установка неузких шин, тем более на внутренне узкие глубокие ободья, ведёт к повышенному трению качения колёс.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    лутше уж идти в ногу с временем.
    Из условий применения велосипеда исходя, выбирать, как можно, обод шире внутренне меньшей глубины, шину уже. 
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Но вот подвес, на котором можно и быстро по шоссе, и быстро по просёлочной дороге с ухабами, и всё это без перенапряжения велосипедиста - есть, а хардтейлов таких нет.
    Для скоростной езды по шоссе нужно действенные, жёсткие, колёса использовать, с шинами поуже на ободьях пошире внутренне меньшей глубины.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    это же гревел, а не асфальт
    Менее жёсткие колёса в первом случае лучше подходят, по сравнению со вторым.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от zamurzan Посмотреть сообщение
    Плохо советовать новичку брать обода 25мм и ставить покрышки 30мм, колеса получатся дубовые
    Меньше зато работа сил трения качения на ровных твёрдых покрытиях.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    Не эффективна - это значит сопростивление качению выше, чем при более равномерной развесовке по осям.
    Ровнее весовая нагрузка на колёса велосипеда, меньше суммарное трение качения его колёс.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    правильно накачанные 2.25 покрышки аммортизируютъ более чем хорошо.
    Учитывать также надо, что больше энергии теряется колёсами с шинами шире на деформации при качении.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от снежный мамонт Посмотреть сообщение
    А когда проедешься на веле на несколько киллограмов тяжелее, в несколькотраз дороже и получишь результаты на несколько процентов хуже, то может придет озарение, все суета сует, а физуха решает
    Не вариант впустую тратить энергию на повышенную работу сил трения качения неподходящих дорожным условиям колёс, сильно сказывается это при продолжительной езде.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Так что я думаю, на гревеле мне будет отлично чуть более, чем везде .
    Ощущаться на асфальте повышенное трение качения колёс с неузкими, относительно шоссейных, шинами будет.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Потери энергии на деформации при качении колёс снизить можно, используя ободья шире внутренне меньшей глубины.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    В основном котаю по черной.
    По-черному он котает
    Просто смотрю, ватты прямо чиллин, а скорась норм. Сто проц рама решает
    Влияние колёс, касательно трения качения их, на ходовые качества велосипеда главное.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    Ну и колеса. Легкие и накатисные. Не парусят вообще, рулитца, как поезд по рельсам.
    Ну и трубки, просто прилипают к полотну.
    Малое трение качения колёс на трубках, жёстких, немалое скольжения.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    набор пружин
    Заложить обод лентой по возможному максимуму, воздушные пружины укоротятся, колесо станет жёстче, снизится его коэффициент трения качения.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    RimsGiant XCT 29, 25mm inner width
    TiresMaxxis Recon Race 29x2.4, foldable, TLR, EXO, tubeless
    Под такого размера шину узковатый обод, для снижения трения качения колеса нужен пошире внутренне меньшей глубины.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Graziano Посмотреть сообщение
    Ну по современным меркам, 38-е слики - это уже почти шоссер, считай
    Действенны на шоссе колёса с узкими, жёсткими, пневматическими шинами.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    "современная геометрия" 

    https://www.youtube.com/watch?v=eig5mmGSSjQ

    в одних ногах, с современной резиной выигрыш карбонового по времени 2-3% 
    это за 45 лет эволюции (маркетинга) вело-строения

    17:31
    17:05 

    Ура, товарищи !!!
    Весомы траты энергии колёсами на деформации при качении, в зависмости от их типа потери могут сильно отличаться.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    Но с более острым углом рулевой переднее колесо уходит дальше вперед, повышая весовую нагрузку на заднюю ось. Для катания с холмов и гор вниз это не проблема, т. к. во-первых едут стоя на педалях, смещая вес вперед относительно колесной базы, а также сам наклон вниз смещает проекцию центра масс ближе к переднему колесу. Для педалирования по равнине, и тем более для подъемов — это ухудшает итоговое сопротивление качению.
    С увеличением отличия в весовой нагрузке на колёса велосипеда повышается их суммарное трение качения.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    Главное, колеса легкие бескамерные поставить и всё.
    Крайне важно ободья колёс применять как можно меньшей внутренней глубины.