Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 205.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Метки: Нет Добавить / редактировать метки
Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Величина сил трения качения во втулке получается намного меньшей таковых в системе "колесо- дорога".
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Limonad40 Посмотреть сообщение
    Как может быть мягче и приятнее ехать на более тяжелом и явно более жестком (судя по кол-ву спиц) колесе?
    Жёсткое колесо меньше спотыкается само за себя в качения процессе.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Жёсткое колесо менее подвержено деформациям под воздействием определённой нагрузки и перекатывается через мелкие неровности хорошей дороги, практически не теряя кинетическую энергию. Если более жёсткое колесо, держа в руке, отпустить с некоторой высоты на твёрдую поверхность, то оно после удара поднимется на существенно меньшую, так как запасает небольшую потенциальную энергию, которая в незамкнутой системе препятствует качению.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019#comments
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Нежёсткое колесо при качении по ровной твёрдой поверхности как бы спотыкается само о себя,- вначале деформируется находящаяся в данный момент времени вблизи области контакта с дорогой его часть, затем происходит поступательное движение оси.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=2#comments
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vasily75 Посмотреть сообщение
    Не более жёстком. На этом колесе спицы натянуты меньше, чем на том же Aksium.
    Меньшая сила натяжения спиц ведёт к понижению жёсткости колеса, повышению коэффициента трения качения. 
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    на спуске всё летит примерно одинаково.
    Трение качения колёс велосипеда влияет на скорость движения под гору.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Чем больше коэффициент трения качения колеса на малой скорости, тем существеннее его рост с её увеличением.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от FreeJazz Посмотреть сообщение
    на лендровере по хайвею тоже не надо ехдить на постоянной основе
    Жёсткость колёс подходящей, по возможному максимуму, быть должна под конкретные условия эксплуатации, тогда их трение качения в них минимальным будет.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vasily75 Посмотреть сообщение
    Да и сама по себе бескамерная резина при прочих равных тяжелее "камерной".
    Толще, жёстче, боковые стенки бескамерной шины, меньше коэффициент трения качения колеса на ней.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    А вот легкость качения по сравнению с обычными камерами и простота ремонта по сравнению с камерами затмевает некоторые особенности эксплуатации бескамерки.
    Камера ни при чём, конструкция бескамерного колеса другая, оно с большей жёсткостью получается.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от MEHANIK Посмотреть сообщение
    Выигрыш по массе вообще на десятом месте, он важен только на ускорениях.
    Также не играет весомой роли, потому что отличие в массе шин крайне мало по сравнению с суммой таковых велосипедиста и велосипеда.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    неудобство в том что вес вела сильно смещен в заднее колесо
    Суммарное трение качения колёс повышается из-за неравномерной весовой нагрузки на них.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Получается, что чем неравномернее распределена весовая нагрузка на колёса велосипеда, тем значительнее мощность сил сопротивления качению при прочих равных условиях; дополнительная нагрузка приводит к большим потерям, если приходится на колесо, имеющее большее значение коэффициента трения качения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12064
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vladimir1978U Посмотреть сообщение
    Пробовал антипрокольные покрышки они все плохо катят.
    Снижается жёсткость центральной части шины по причине её большей толщины, повышается из-за этого коэффициент трения качения колеса.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Прожектор Посмотреть сообщение
    по асфальту можно на чем угодно ехать
    Потери энергии нежёсткими колёсами на деформации при качении по ровной твёрдой поверхности немалые. 
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitrii80 Посмотреть сообщение
    Профессура, сидит в отделе разработчиков резины. И таблички рисует. Соответствия ширины обода и покрышки. 1,75", на 30мм ободе, едет как танк. Что винтеры, что спайкеры. А вот 2,5", на 17 мм ободе, не едет совсем. Хоть в ноль страви давление. Это я по своему опыту говорю
    Колесо с шиной поуже на ободе внутренне пошире жёстче при том же давлении сжатого воздуха, меньше сопротивляется качению, и наоборот.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jambozzy Посмотреть сообщение
    неужели эти 1-2-3 мм настолько роялят?
    Смотря где, и если речь, к примеру, идёт о высоте занимаемой воздухом в шине полости, то да.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Когда-то на моём дорожном Аисте ободья 622-25 были заложены ободной лентой толщиной 2,5 мм, что сокращало объём и высоту воздуха в шинах 40-622, заметно способствуя увеличению их жёсткости и уменьшению трения качения колёс.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=3#comments
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Прожектор Посмотреть сообщение
    По лесу на гревел особо не покатаешь с его жёсткой вилкой, а по асфальту можно на чем угодно ехать, поэтому и выбор пал на МТБ
    на пухлой резине с правильным давлением, покатаеш ещё как. малость страдая в жостком лесу, кайфуеш на всём остальном. на простецком мтб, да ещё трейловом, кайфуеш только катя вниз
    Колёса с неузкими шинами много энергии теряют при качении по ровным твёрдым покрытиям.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    В городе в теплый сезон резина шире 2.0 нужна только в том случае, если ездить часто по газонам, или по пустырям с грунтом.
    В городе в теплый сезон резина шире 2.0 нужна только в том случае, если ездить часто по газонам, или по пустырям с грунтом.
    На асфальте ниже коэффициент трения качения колеса с шиной уже.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Limonad40 Посмотреть сообщение
    прокалываются
    Жёсткой выходит центральная тонкая часть шины, меньшим получается трение качения колеса.
    Цитата Сообщение от Limonad40 Посмотреть сообщение
    великолепные покрышки для всего твердого
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от gnh73 Посмотреть сообщение
    Насколько лучше будет катить если поменять колеса?
    Трение качения колёс снизится, если ободья подобрать внутренне шире меньшей глубины.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от 2020АК103 Посмотреть сообщение
    Чистый велосипед, покрышки 25 мм.
    У меня есть такая пара... не смотря на

    Наиболее оптимальная и эффективная резина - это 40 мм. Запомните, пожалуйста, это. 
    Не ставьте себе больше двадцать третьей, двадцать пятый покрышки. На самом деле, это очень медленные варианты перемещения. Стремитесь к широким покрышкам, к тридцать шестым, к сороковым. Э вы будете ощущать комфорт. Вероятно, вы не будете ощущать скорость, но скорость на при этом будет. Тело вообще очень плохой измеритель скорости. Оно обычно его измеряет по количеству вибраций. И чем чаще вибрация, тем кажется телу, что вы быстрее едете. Но на самом деле всё не так. Если у вас есть вибрация на велосипеде, значит, вы теряете мощность.
    А если у вас нет вибрации и вы едете гладко, э значит вы используете свою мощность эффективно. Но при этом ваше тело подсказывает вам, что вы едете медленно. Поэтому, если вы действительно хотите измерить скорость на какой-то узкой или широкой резине, вам нужно использовать мощемер. Вы будете точно знать, при каких усилиях, с какой скоростью вы точно едете. Вот это такое маленькое лирическое отступление о том, что наши шоссейники будут с широкой резиной 36 или 40 мм. И это всё ещё считается шоссейным велосипедом.


    (с)Паша Павлов (Технический директор SHULZ) отвечает на вопросы подписчиков
    Энергия бесполезно тратится на деформации шин, и чем они шире, менее жёсткие, тем больше её потери.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от FreeJazz Посмотреть сообщение
    про тряску
    Колесо пожёстче меньше вибрирует при качении по ровной твёрдой поверхности.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    шосеры 40мм
    Ниже коэффициент трения качения колеса с шиной уже.