Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    Я кстати свой фэтик ужесточил, капитально. Заменил заднее колесо на новое: 584х40 обод на 190мм втулке - представляете углы спиц от фланцев? Это планировалось под 27.5х3.0, но поставил 27.5х2.3. Поменял вилку на ту, в которую едва влезает 27.5х3.0 или 29х2.4 , но поставил 29х2.1. И фэт этот наконец покатил. Да еще как!
    Выше жёсткость колёс, ниже потери энергии при их качении.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    Чтобы почувствовать, что меньше аэропотери, надо мочь разогнаться до 40км\ч, что большинству здесь присутствующих не грозит.
    Трение качения колёс с увеличением скорости тоже возрастает: Зависимость коэффициента трения качения от скорости движения, https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Толстые шины почти сразу после касания элемента рельефа размывают (то есть, понижают) этот угол своей деформацией, но на эту деформацию уходят значительные затраты же.
    Деформации шины непрерывно происходят при качении колеса, и чем она менее жёсткая, тем они больше по величине.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Knight Davion Посмотреть сообщение
    даже если взять сильно похожие покрышки по рисунку - Можно на одной полететь, а на другой на якорь сесть, рисунок не особо панацея
    Ширина шины, жёсткость её боковых стенок и центральной части влияют на коэффициент трения качения колеса.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от <Xandr> Посмотреть сообщение
    диск как у трековых
    Дисковое колесо жёсткое, ещё если и на трубке.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Livestrong1986 Посмотреть сообщение
    С диском вообще ништяк.
    https://i.ibb.co/pjYj9FR1/DSC-0215.png
    Заднее колесо, для снижения его коэффициента трения качения, быть должно жёстче, так как весовая нагрузка на него больше, по сравнению с передним.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Колесо дисковое жёстче, меньше потери энергии на его деформации при качении.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Vladimir1978U Посмотреть сообщение
    Купил новую покрышку. Перебрал втулки. От регулировал конуса второй раз в жизни и все наката нет.
    Неузкая, может, относительно внутренней ширины обода, шина, нежёсткие её стенки.