Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 1975 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Где уже писАл, но ещё раз напишу) накат зависит не от ширины, а от уровня покрышки.
    Кантрилы даже полуасфальтовые марафоны ездят минимум на 2.1, на узкие прошла мода.
    видимо мода вернулась, через пару лет дойдет и к Вам)
    Шире обод, уже шина, ниже коэффициент трения качения колеса.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 1975 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Евроспорт - это вообще что, магазин какой то?
    хорошая шутка)

    а у вас там на широких спущенных покрышках асфальтовые марафоны ездят, я помню, может какой магнетизм особый
    Немалые траты энергии впустую при качении колёс на неузких шинах по ровной твёрдой поверхности.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Стандарт в переднее 5, в заднее 5.5
    Маловатым выглядит давление сжатого воздуха в шоссейных пневматических шинах без вкладок, жёсткость колёс пониженной выйдет, их трение качения вырастет.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    обода шире 30 мм и рамы под 2.4
    Отношение ширины шины к внутренней обода выходит похожим таковому колёс советских дорожных, туристических велосипедов.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    По мескалю не совсем понятно, почему он столько стОит, почти в два раза дороже швальбы и конти. При том, что у мескаля ХС рейс (это их топ) 25Вт потерь, а у тех - меньше 20ВТ..
    И какой смысл выбирать эту Витторию?
    Потому что синтетические тесты не отражают полноценно ситуацию на трассе.
    Обод, касательно в первую очередь его внутренних глубины и ширины, также влияет на коэффициент трения качения колеса с пневматической шиной.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    не котят
    Коэффициент трения качения оценивать нужно колеса с конкретными шиной и ободом, замена этих компонентов на другие привести может к его сильному изменению.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Евгений Ник Посмотреть сообщение
    Ну и не ожидал, что столько теряется в камерах. Бескамерка подтвердила свою незаменимость, максимальный прирост по накату + отсутствие проколов.
    Снижение трения качения колеса происходит не столько из-за отсутствия камеры, сколько за счёт наличия герметика, сокращающего высоту воздуха в шине.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Чтоб колеса такого диаметра катили так чтобы хотелось ехать дальше нескольких км, их нужно накачать до деревянного состояния.
    Меньше объём воздуха, жёстче шина при иных подобных условиях, ниже коэффициент трения колеса.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Livestrong1986 Посмотреть сообщение
    Многие кто может установить в раму 2,1 обязательно это делают. Сегодня покатал по тропинкам с корнями и хорошими такими неровностями , улучшил своё время на 20 секунд по сравнению с 38ой резиной.
    На ровной твёрдой поверхности получится наоборот, колёса с узкими шинами действеннее будут.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от doctor-sherst Посмотреть сообщение
    простихоспади на 1,5-2мм для мега дрыщей/любителей мягких колес
    Больший коэффициент трения качения у нежёсткого колеса.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    для шоссе 21 спица норм, меньше вес, меньше аэропотери на вращение колес.
    Возможно снижение жёсткости колёс с малым количеством спиц, что ведёт к повышению их трение качения. 
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 77stalker77 Посмотреть сообщение
    по шоссе он идёт не сильно хуже грэвела, а на бездорожье – почти как фэт
    В первом случае лучше колёса на шинах поуже использовать, а во втором пошире.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    У меня вот есть обода (колеса, то есть, с ободами ) заметно разной ширины: при установке на байк одного узкого, другого широкого, даже с одинаковыми покрышками, колесо с широким ободом визуально кажется заметно массивнее (ну, и едет плюшевее, ясен пень).
    При этом колесо на ободе внутренне шире схожего профиля жёстче. 
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    На самом деле наоборот, мелкие колеса меньше теряют энергию на деформации боковин.
    Колёса меньшего диаметра жёстче при сходном остальном.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Это значит, мелкоколесники катят лучше большеколесников?)) 

    Угол атаки (касательная) мелкого диаметра на любой элемент рельефа (начиная с зерна асфальта) круче (больше отличен от горизонтали), с вытекающим сопротивлением накату
    Сравнимо качение по твёрдым ровным покрытииям колёс отличающегося диаметра.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Сила трения качения практически не зависит от диаметра колеса, при близких иных условиях, в случае качения по ровной твёрдой поверхности, но увеличивается с уменьшением его радиуса при движении по дороге с препятствиями.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 1975 Посмотреть сообщение
    Меня вообще на них никуда не сносит, может дело не в резине?
    Внутренние глубина и ширина обода тоже влиять могут на скольжение колеса.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    на одной и той же 30tpi резине - лучше
    Жёсткость колеса на коэффициент трения качения влияет, и при меньшем диаметре нужную проще достичь, обод быть уже может, а шина шире.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    кнобы
    Цитата Сообщение от Andrey 1978 Посмотреть сообщение
    излишне гистерезисны для заднего колеса
    Нежёсткое колесо, гистерезис не причём.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    В незамкнутых (колесо) и замкнутых (спортивная обувь) системах нужно использовать различные подходы для уменьшения потерь энергии,- в первом случае увеличивать жёсткость для минимизации деформаций, во втором оптимизировать её с целью способствования максимальному превращению кинетической энергии движения в потенциальную упругой деформации, и наоборот. Мяч представляет собой незамкнутую систему, когда катится, и замкнутую в момент соударения.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...age=3#comments
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Гистерезис практически не имеет значения в незамкнутых системах, но существенен в замкнутых. https://forum.velomania.ru/entry.php...age=3#comments