Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Nik76442 Посмотреть сообщение
    Изначально было так, нужны были новые покрышки - нашел за неделю (искал слик/полуслик, и что бы 8 и выше атмосфер входило для наката + TPI от 150 + броня), а потом узнал что у бескамерки лучше накат (и в целом универсальна, можно камеру в случае чего поставить), начал искать обода, один раз кучу дней потратил и не нашел, второй раз, третий, и пришел сюда
    Трение качения колеса на конкретной скорости его жёсткостью определяется.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Из формулы для определения значения коэффициента трения качения, заменив смещение отношением весовой нагрузки колеса к его жёсткости по закону Гука, x=(mg)/k, следует, что, как и от скорости, зависимость коэффициента трения качения колеса от приходящейся на него массы описывается квадратичной функцией.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Высокие давления хороши только для идеального покрытия, типа как на треке.
    Потери энергии меньше жёстким колесом при качении по ровной твёрдой поверхности.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    цена рама или бренд почти никак же не влияют на удовольствие от катания )
    Колёса влияют, действенные нужны.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    давление
    От необходимой жёсткости колеса для конкретных условий качения исходить надо, и чем они лучше, тем оно быть должно жёстче.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    С вставками колёса имеют достаточную для более-менее нормальной езды жёсткость и при отсутствии сжатого воздуха в пневмошинах, то есть, нулевом избыточном давлении.
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    На быстрых колесах - с медленной резиной которые - установлен лайнер - типа ранфлэта, кто не в курсе.
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    А вот вчера - понимаю, что и камеры-то у меня нет , и монтажек тоже нет. Собрался уже такси вызывать, и вот тут понимаю, что как раз ведь потому не беру запасное с собой, что у меня- ранфлат. Так вот, коллеги, доехал я эти 15 оставшихся с лыбой на моем загорелом лице. Потому что едется совершенно спокойно, по ощущениями, скажем, 40 пси против привычных 60. То есть, стало помягче , но не сильно медленнее.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от сергей345 Посмотреть сообщение
    По-жестче, но катит быстрее.
    Жёстче колёса, меньше траты энергии на их деформации, ниже трение качения.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Только надо понимать, что 18,5 мм ширины это как бы от 23 до максимум 32 мм покрышки.
    Под шины нижней границы диапазона размеров подойдёт, а таковых верхней, для снижения коэффициента трения качения колеса, предпочтителен обод пошире.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Те же 5000, но ASTR, они потолще, но характер быстрый. Пирелли P Zero Race офигенные, и они тоже помассивнее, но кОтят
    Ниже трение качения колеса на шине с жёсткими боковыми стенками.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от <Xandr> Посмотреть сообщение
    на фб в профильной группе , народ поголовно ссытся от сверхшироких ободов с внутренней 30-32мм, при том что ставят покры 40-45мм
    Выходит меньшим коэффициент трения качения колеса с относительно узкой шиной на неузком ободе.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Одна и та же шина, на внутренне более широкий обод схожего профиля будучи установленной, содействует сокращению высоты занимаемой в ней сжатым воздухом полости.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
    https://forum.velomania.ru/entry.php...6#comment22216
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gummy bear Посмотреть сообщение
    не едет он
    Вероятно применение внутренне глубоких одностенных ободьев, из-за чего повышенное трение качения колёс.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Рассматривая воздух в камере как набор множества пружин, расположенных по окружности обода в радиальном направлении, можно предположить, что в одностенном ободе (высота воздуха больше) последовательно соединены пружины двустенного (высота воздуха меньше), жёсткость системы при этом уменьшается.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=10877
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    колятся даже больше
    Тонкая, жёсткая, центральная часть шины содействует снижению коэффициента трения качения колеса.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Ddady Посмотреть сообщение
    особливо , когда сам дрищ и вел больше 8кг воспринимается как наказание, а не удовольствие
    Наличие действенных, с малым трением качения, колёс крайне важно.
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    дорожка посередине осталась наверно в 30% от первоначальной высоты
    Уменьшение толщины слоя, с дорогой который соприкасается, шины ведёт к повышению её жёсткости и понижению коэффициента трения качения колеса.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Небесный Посмотреть сообщение
    Это будет кисель, а не велосипед, очевидно, что это не гоночное давление.
    Отличаться может жёсткость разных колёс при одинаковом давлении воздуха в их пневматических шинах.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от FreeJazz Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    Итак ! Результаты теста покрышек разной ширины!
    Вложение 723351
    Вывод простой. Покупайте покрышки для своего уровня плацебо! Остальное суета! И поменьше читайте проплаченные тесты в глянцевом интернете!
    Видео контент будет чуть позже!
    Самое интересное, что типа30-ка, на отличном асфальте оказалась на десятую долю быстрее)))
    А на старом - медленнее . Все наоборот от ожидаемого действия.
    На ровной твёрдой поверхности колесо с шиной поуже подобной модели, большим давлением воздуха в ней имеет меньшее значение коэффициента трения качения.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от darkening Посмотреть сообщение
    50mm на 30mm ID ободах. И мне это нравится больше, чем на 23мм ободах
    Шире обод внутренне не большей глубины, жёстче колесо, меньше его трение качения на одинаковой шине.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ollegator5 Посмотреть сообщение
    НЕТ НИ КАКОЙ РАЗНИЦЫ в ширине покрышек...
    Есть, при ином схожем, в пользу узких шин.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar Посмотреть сообщение
    Определял значения коэффициента трения качения колёс на разной ширины шинах, 23-622 и 20-622, получились соответственно 0,00384 м и 0,00346 м.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=12019
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Were1325 Посмотреть сообщение
    Они не катят
    Коэффициент трения качения колеса на пневмошине зависит как от неё, давления воздуха в ней, так и обода.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от rrust Посмотреть сообщение
    И действительно они едутся легче, не прямо так чтобы в разы легче, но все-же меньше устаю или могу немного быстрее ехать на том же пульсе.
    Жёстче шины со сжатым воздухом, меньше трение качения колёс.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    такая чумовая разница по ощущениям вышла
    Возможны некоторые отличия в размерах шин, жёсткости их боковых стенок и центральной части.