Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от domyos218 Посмотреть сообщение
    Какраз должно хватить на двойные слои.
    А родная лента наверно, на один слой рассчитана
    Как можно больше слоёв ободной ленты установить, снизится коэффициент трения качения колеса.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Gera_Serg Посмотреть сообщение
    Пару слоев обычной синей ПВХ не подходят?

    или со старых ободов?
    Толще суммарно слои ободной ленты, меньше высота занимаемой воздухом в шине полости, ниже трение качения колеса.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Herr Meister Посмотреть сообщение
    Аэродинамика на высоком профиле улучшается))).
    Не столько в ней дело, сколько в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Здесь же не только профиль, а ещё и аэро спицы, жёсткость колеса, правильное давление в покрышках и т.п.
    Жёсткость колеса зависит в первую очередь от таковой шины с воздухом, определяющейся преимущественно размерами её и внутренними обода.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Высокий профиль правильной формы (не древний V-образный) даёт основной выигрыш не за счёт лобового сопротивления, а за счёт эффекта паруса при косом встречном ветре - до 15-20 Вт экономии. Как раз на треке этого эффекта нет.
    Игорь, это не так) V просто сильно парусит, даже на 40 профиле ощущается) Но U - образный просто делать не умели, лепили V. Набрались опыта работы с карбоном, стало получаться
    Весь приход именно от аэро, но на высоких скоростях. И сбоку- не сбоку ветер, пофигу, приход есть всегда. Просто на 30 незаметно.
    Всё-таки, за счёт снижения трения качения колёс.
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от domyos218 Посмотреть сообщение
    Раздуло не сильно. У кампы тоже 19 мм была внутренняя ширина. Просто алю тоньше.
    Внутренние глубина и ширина обода влияют на трение качения колеса.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от domyos218 Посмотреть сообщение
    Моя скорость неподвластна законам аэродинамики. Дирижопли сверхзвук не нарушают
    Они перемещаюцца в пространстве, не создавая турбулентности. соответственно, практически не тормозят об воздух
    Основные потери энергии при качении колеса происходят из-за трения.
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Rule №5 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от stronge Посмотреть сообщение
    Rule №5, Ну ок, я просто помню читал, что эффект паруса не так давно заметили и стали измерять, а он тоже вносит вклад.
    Он есть, Если ездить научишься. Это замечать стали, когда под айронмена пришлось котать по 200 км. Обычная быстрая разделка проезжается в пене, не до парусов)
    Работа A силы трения качения F зависит как от неё самой, так и пройденного расстояния s, A= F·s.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Сам обод в вакууме тоже не интересен.
    Крайне влиятельна внутренняя глубина обода колеса на его трение качения, оно уменьшается с её сокращением.
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Колёса мы все используем в сборе. А значит и спицы (их форма, кол-во, длина и т.д.) будут вносить свой вклад.
    Шина снижает жёсткость колеса, по факту её определяя.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    Колёса надо измерять в реальных условиях среды катания. А не сфероконь в вакууме с неким описанием очучений. ))))))
    Промеры в аэротрубе на скорости 45 кмч без должного подтверждения в реальных условиях (с соответствующим качественным подходом к измерениям и их оформлению) - трата бюджета и времени.
    Коэффициент трения качения колеса определять нужно, причём на конкретной скорости.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Dmitry_30 Посмотреть сообщение
    на наших "земных" скоростях, например, 40-36-33-30 кмч
    Влияет, касательно ходовых качеств велосипеда, трение качения в системе "колесо- дорога".
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 77stalker77 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Алекsei Посмотреть сообщение
    может в один слой наклеил
    а сколько нужно? в десять?
    Чем больше в сумме толщина слоёв ободной ленты, тем лучше, меньшим коэффициент трения качения колеса получится.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Стремиться нужно к минимизации высоты полости, занимаемой воздухом в шине.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Heinz Посмотреть сообщение
    А если чисто асфальт то зачем там покрышки 38+ мм?
    Не нужны на шоссе колёса с неузкими шинами, трение качения их повышенное.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Heinz Посмотреть сообщение
    А если чисто асфальт то зачем там покрышки 38+ мм? Тем более у меня был опыт сборки "типа гревела" на базе старой мтб рамы (пробовал и 650b*42 и 700с*35 на нем). Этот опыт я стараюсь забыть как страшный сон, езда на нем была ужасна и на асфальте и вне его.
    Поуже шины для езды по асфальту применять желательно.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от 77stalker77 Посмотреть сообщение
    Ясно: взять «шоссер», который на асфальте будет быстрее «грэвела», но при этом «комфортнее», чем «классический» шоссер (пусть даже ценой потери нескольких км/ч «максималки» на хорошем покрытии).
    Большее трение качения колёс скажется на длинных дистанциях, выше затраты энергии велосипедиста будут.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Heinz Посмотреть сообщение
    Заметил что сильно зависит еще от скорости, чем быстрее по корешкам едешь чем сильнее долбит, покрышка похоже не успевает отрабатывать.
    Сильнее деформации шины при большей скорости движения, локальное возрастание давления в области соприкосновения её с дорогой. 
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    часть кинетической энергии колеса, определяемая проекцией скорости на вертикальную ось, затрачивается на дополнительную деформацию пружины
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kluff Посмотреть сообщение
    Если тебе нравится шоссейная эстетика и если не боишься, а главное - умеешь ездить по ДОПам, брать нужно то, что максимально быстрое на шоссе.
    Действенны колёса на узких шинах, а ещё лучше, трубках.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от kluff Посмотреть сообщение
    Гревел это для не определившихся и новичков на нем всегда можно съехать на обочину, если на ДОПах пока страшно. Но любой гревел на шоссе, особенно в групповой гонке или в горах, будет "не то пальто".
    Трение качения колёс выше, по сравнению с шоссейными.