Трение качения в системе "колесо- дорога" - Дневники - Форум Velomania.ru
RSS лента

Pranevich Ihar

Трение качения в системе "колесо- дорога"

Рейтинг: 4.81. Голосов: 204.
Силы сопротивления качению оказывают существенное влияние при движении велосипеда, причём наибольшие потери энергии за счёт их действия происходят в системе "колесо- дорога".
Проводилось сравнение коэффициентов трения качения двух комплектов сликовых покрышек 23- 622 с металлическим кордом: одни с утончёнными стенками, другие, на 30% тяжелее, с обычными, давление составляло 7 атм.
Суть экспериментов заключалась в следующем: велосипедист съезжал с возвышенности (высотой 5 м, длиной около 200 м) с достаточно хорошим асфальтовым покрытием. Измерялся полный пройденный путь, считалось, что действует только сила сопротивления качению и её величина постоянна ввиду невысоких скоростей. Из законов сохранения энергии mgh=Fтрs, Кулона Fтр=(Кkmg)/r, где g=9,8 м/с2- ускорение свободного падения, r= 0,34 м- радиус колеса, получается выражение для коэффициента трения качения: Kk=(hr)/s. Для велосипеда, на колёса которого был установлен первый комплект покрышек, длина пути до остановки составила 393 м, второй- 443 м; среднее значение коэффициента трения в первом случае 0,00433 м, во втором- 0,00384 м.
Результаты экспериментов говорят о том, что более жёсткие колёса лучше катят по ровной твёрдой поверхности за счёт меньшего значения коэффицинта трения качения. Жёсткость колеса повышается из- за большей толщины стенок покрышек, которые можно рассматривать как пружины, вместе с воздухом в камере образующими систему параллельно соединённых пружин, жёсткость которой равна сумме жёсткостей отдельных. При вращении колеса шина с воздухом деформируется в месте пятна контакта. С точки зрения движения велосипеда как системы, в которой действуют внешние неконсервативные силы, эти деформационные потери энергии необратимы- один участок сжался, другой расправился, но на сжатие затрачивается энергия движения, которая при расправлении не возвращается в систему.
Для снижения потерь энергии движения необходимо повышать жёсткость системы "шина- воздух", чему могут способствовать: использование обода с неглубоким внутренним профилем, ободных лент большей толщины для уменьшения высоты воздуха с целью увеличения его упругих свойств; применение сликовых шин с более упругими боковыми стенками; увеличение давления в шине. При определённой внутренней ширине обода наименьший коэффициент трения качения будет достигаться при использовании возможно более узкой шины из рекомендуемого диапазона размеров. При данном поперечном размере шины минимальное значение силы сопротивления качению будет достигнуто при её установке на обод с возможно большей из рекомендуемых внутренней шириной.
Таким образом, оптимальный подбор шины и обода позволяет существенно уменьшить величину сил сопротивления качению при движении по ровной дороге с твёрдым покрытием.

Обновлено 29.11.2018 в 00:54 Pranevich Ihar

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от PASSATizhi Посмотреть сообщение
    даже самый замухрыжный шосс будет эффективнее любого гибрида. как минимум изза веса резины и трансмиссии.
    Не столь важен колеса вес, сколь коэффициент трения качения.
  2. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bwn Посмотреть сообщение
    Представляю участника на гонке по велокроссу в те годы, вышедшего на Салюте.
    На трубках колёса велосипедов для кроссовых гонок ощутимо отличались от клинчерных по трению качения.
  3. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    У Салюта аномально жесткая рама при классической дорожной управляемости. Туриста на грунтовке объехать вполне может, да и с СШ, думаю, пободается.
    Навряд ли, если речь идёт о Старт- шоссе в стоковой комплектации, с действенными колёсами на трубках.
  4. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    Затыкался в колейности вместо того чтобы легко выдернуться оттуда, и проче тупил о все неровности
    Колёса нежёсткие, теряют немалое количество энергии на деформации при качении.
  5. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от pelm Посмотреть сообщение
    сопротивление воздуха оно такое хитрое, в кубе
    Как и мощность сил трения качения колёс.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Зависимости мощности силы трения качения колеса от скорости, нагружающей массы представляют собой кубические функции.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  6. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    На трубках я вообще с чистого асфальта съехать не смог, два дня = два прокола, и мне надоело)).
    Для ровных твёрдых покрытий колёса на трубках, с пониженными значениями коэффициента трения качения.
  7. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    СШ
    Малые потери энергии при качении колёс на трубках, относительно клинчерных, по шоссе.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Эффект заключается в увеличении жёсткости колеса и уменьшении его коэффициента трения качения при сокращении высоты полости, занимаемой сжатым воздухом внутри пневматической шины.
    https://forum.velomania.ru/entry.php...ge=40#comments
  8. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ilyamaksimov Посмотреть сообщение
    чем ниже средняя тем ниже сопротивление воздуха
    Сила трения качения тоже снижается с уменьшением скорости движения.
  9. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от ilyamaksimov Посмотреть сообщение
    разница между мтб и шоссейником
    Определяется в первую очередь трением качения колёс, которое возрастает с увеличением скорости.
    Цитата Сообщение от Pranevich Ihar
    Чем больше коэффициент трения качения колеса на малой скорости, тем существеннее его рост с её увеличением.
    https://forum.velomania.ru/entry.php?b=11529&comments
  10. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    СтОит отличать специфические узкозаточенные гонки, и свободную езду. И велосипеды соответственно. Хотя бы тем, что в гонках цель - быстро доехать и упороться. В свободной езде - уехать далеко и не упороться.
    Геометрии, и трансмиссии, кстати - соответственно. В первом случае годны специфические гео, во втором нужны универсальные. В первом случае годны низкие и средние передачи и хватит, во втором нужны и высокие.
    Чем у велосипеда менее действенные колёса, тем легче передачи нужны.
  11. Аватар для Pranevich Ihar
    В таком случае и скорость будет ниже при той же мощности силы тяги.
  12. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    кароч гп5к от контраста жары-холод сильно расширяется, вчера катал 3 часа все типтоп, пока пил кофе в кофейне в теньке вел остыл, проехал 100 метров и герметос забил фонтаном из заделанной дырки, вставил вощем туда "червячка", ато надоело 3ий раз такой прикол наблюдать сегодня все нормально
    По закону Шарля, при неизменных массе и объёме газа с увеличением температуры возрастает его давление. 
  13. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от EndoSteel Посмотреть сообщение
    концепции комфортной и эффективной езды
    Колёса главные здесь, их жёсткость и трение качения связаны между собой, чем выше первое, тем ниже второе.
  14. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от f1rstx Посмотреть сообщение
    воздух спускает из дырки, она приличного размера - просто не может видать герметос удержать
    Следует также учитывать, что в локальной области деформации шины давление сжатого воздуха на неё повышается.
  15. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    44 на мтв было актуально, когда мтв хотел ездить быстро и везде, в том числе долго и быстро по асфальтам Вложение 722434
    Не получается так, немалые потери энергии колёс на неузких шинах, нежёстких, при качении по ровной твёрдой поверхности.
  16. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от bemmer Посмотреть сообщение
    очень мерзко они "жужжат" по асфальту, даже в руль зуд какой-то приходит
    Спотыкаются сами за себя нежёсткие колёса, тратят энергию на деформации.
  17. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Limonad40 Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Offroadster Посмотреть сообщение
    но для спортивного байка, коим является мтв, это недостаточно быстро
    Осталось понять что спортивный мтб забыл на асфальте
    Колёса такого типа велосипедов не действенны на асфальте.
  18. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от freema Посмотреть сообщение
    ну шумные, так резина не для асфальта, надо было слик тогда брать
    Причём, поуже.
  19. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Bark Посмотреть сообщение
    Я очень доволен. На ТР перевести не смог, её фиг надуешь, никакие бутылки и т.п. не помогли. Но и на камерах нормально.
    Выходит меньшим значение коэффициента трения качения колеса на шине с жёсткими боковыми стенками.
  20. Аватар для Pranevich Ihar
    Цитата Сообщение от Jonesy Посмотреть сообщение
    они стали более дрищавые, чем моя предыдущая версия
    Жёсткость боковых стенок шины ниже, выше трение качения колеса.